Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Мочаловой Ю.Р,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе МКУ "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Московского районного суда города Казани от 18 мая 2018 года, которым постановлено:
"административные исковые требования Кузнецова А.А,, Кузнецовой А.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой А.А,, Кузнецовой Т.И. к МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани", МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани", ИК МО г.Казани о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" от 08.12.2017 за N03-10\12660 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по улице "данные изъяты" дом.., площадью 823 кв.м.
Обязать МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" повторно рассмотреть заявление Кузнецова А.А,, Кузнецовой А.В, Кузнецовой А.А,, Кузнецовой Т.И. от 08.11.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по улице "данные изъяты", дом...
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов А.А, Кузнецова А.В, действующая также в интересах несовершеннолетней Кузнецовой А.А, Кузнецова Т.И. (далее - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани", МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани" о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 15 мая 2010 года они являются собственниками квартиры N... общей площадью 66,3 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенной в двухквартирном жилом доме по адресу: "адрес".
В целях оформления права собственности на земельный участок, расположенный под принадлежащим административным истцам на праве собственности объектом недвижимости, они обратились в МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к которому приложили схему расположения земельного участка.
Письмом административного ответчика от 8 декабря 2017 года N03-10/12660 административным истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ввиду того, что жилой дом, в котором расположена квартира, является многоквартирным, в связи с чем рассмотрение схемы расположения земельного участка не представляется возможным.
По мнению административных истцов, отказ административного ответчика является незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку жилой дом фактически состоит из двух отдельных частей, объединенных под одной крышей, имеющих отдельные входы и предназначенных для проживания одной семьи. Дом имеет общую стену без проемов с соседним блоком. У жилого дома отсутствуют конструктивные особенности, присущие многоквартирному дому, такие как общая система отопления, водоснабжения, канализации и общий подвал. При жилом доме сформированы два земельных участка, и каждая часть жилого дома имеет самостоятельный выход на прилегающий к нему обособленный земельный участок. Земельный участок, расположенный под второй частью дома, уже оформлен в собственность третьего лица и имеет вид разрешенного использования индивидуальный жилой дом.
Административные истцы считают, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не подпадает под признаки многоквартирного жилого дома, а является домом блокированной застройки.
В связи с этим, обратившись в суд, административные истцы просили признать отказ МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани" в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 823 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", незаконным; возложить на МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани" обязанность осуществить в пределах полномочий, установленных административным регламентом, необходимые действия для утверждения на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г.Казани".
В заседании суда первой инстанции представитель административных истцов по доверенности Сатдинов М.Ф. уточнил исковые требования, просил признать отказ Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани в лице МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани" в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 823 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", незаконным; возложить на Исполнительный комитет г.Казани и МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани" обязанность осуществить установленные административным регламентом действия для утверждения на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка.
Представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани" по доверенности Чумакова К.Г, представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани" по доверенности Хабибуллин Б.Ф. с административным иском не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, административное дело рассмотрено без их участия.
Суд принял решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
С таким решением суда МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани" не согласилось, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права, и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что спорный земельный участок находится под многоквартирным жилым домом, и утверждение схемы его расположения не представляется возможным в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 июня 2012 года N4367.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов административного дела следует, что административные истцы владеют на праве собственности жилым помещением общей площадью 66,3 квадратных метров, расположенным по адресу: "адрес", квартира 1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 марта 2018 года.
09 ноября 2017 года Сатдинов М.Ф, действующий по доверенности в интересах административных истцов, обратился в МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "адрес". в собственность, с приложением проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленный кадастровым инженером.
Письмом заместителя главы МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" от 8 декабря 2017 года N... административным истцам сообщено, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории отклонена в согласовании Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, поскольку объектом права является квартира в жилом доме, расположенном по улице "адрес". В случае установления судом юридического факта, что указанный жилой дом является индивидуальным жилым домом, Управление рассмотрит данный вопрос повторно.
Из письма МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани" следует, что рассмотрение схемы расположения земельного участка не представляется возможным, так как объектом права является квартира в жилом доме по улице "адрес".
Разрешая заявленные требования и признавая оспариваемый отказ неправомерным с возложением обязанности устранить допущенные нарушения закона, суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, исходил из того, что жилой дом N.., расположенный по адресу: "адрес", является индивидуальным жилым домом, и не имеет признаков многоквартирного дома. Следовательно, административные истцы обладают правом на обращение к административным ответчикам с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для дальнейшего приобретения его в собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их обоснованными по следующим причинам.
Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8).
Исходя из содержания пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Из содержания оспариваемого административными истцами решения следует, что им было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории, поскольку испрашиваемый земельный участок находится под многоквартирным жилым домом.
В свою очередь отказ административного ответчика противоречит фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом.
Так из материалов реестрового дела N... на объект недвижимости по адресу: "адрес" следует, что письмом от 22 декабря 1998 года главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Казани было согласовано предоставление Жуковой Л.Н, Лихтман Э.Л, Лихтман Т.Э, Кузнецовой А.С. в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка двухквартирного жилого дома N... по улица "адрес", общей площадью 147,4 квадратных метра, в том числе жилой 107,4 квадратных метра, с выделением в отдельное домовладение квартиры 1, с закреплением земельного участка площадью 804,0 квадратных метра. и квартиры 2, с закреплением земельного участка, площадью 1092,0 квадратных метра, по сложившему порядку пользования земельными участками и присвоением им адресов N... и N... по улице 4 "адрес", при условии урегулирования вопросов межевания.
Постановлением N362 от 26 апреля 1999 года земельный участок N... по улице "адрес", площадью 1092 квадратных метра, передан в пожизненное наследуемое владение Жуковой Л.Н, Лихтман Т.Э, Лихтман Э.Л. Письмом от 12 октября 1999 года Жуковой Л.Н. Администрацией Московского района г.Казани сообщено, что домовладениям двухквартирного блокированного жилого дома N... по улице "адрес" присвоены отдельные почтовые адреса: домовладению квартиры N1 дома N... по улице "адрес" отдельный почтовый адрес: "адрес", домовладению квартиры N2 дома N... по улице... отдельный почтовый адрес: "адрес". Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 12 июля 2001 года земельный участок площадь 0,1092 га по адресу: улица "данные изъяты" дом... города Казани, разрешенное использование - индивидуальный жилой дом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22 февраля 2018 года земельному участку, расположенному по адресу: "адрес", 3 июля 2001 года присвоен кадастровый номер.., площадь 1092+/-11,56 квадратных метра, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером.., виды разрешенного использования - индивидуальный жилой дом.
Постановлением Главы Администрации г.Казани от 8 апреля 2005 N741 улица "адрес" переименована в улицу "адрес".
По смыслу предписаний, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49).
Совокупность установленных судом первой инстанции обстоятельств дела, позволяет сделать вывод, что жилой дом N.., расположенный по адресу: "адрес", является индивидуальным жилым домом, и не имеет признаков многоквартирного дома. В связи с этим, отказ административных ответчиков в согласовании схемы расположения земельного участка по приведенным им основаниям, нельзя признать правомерным.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка, основанная на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, что явилось основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности решения суда, апелляционная жалоба не содержит, фактически сводится к повторению позиции, заявленной апеллянтом при рассмотрении административного дела, которым судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.
В этой связи, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Принятое судом решение соответствует требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда города Казани от 18 мая 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.