Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Кузнецова Дмитрия Александровича к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговые объекты), расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Мамадышский тракт:
площадью 263 кв.м с кадастровым номером... :2934, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 27 мая 2017 года в размере 1 400 300 руб.;
площадью 495 кв.м с кадастровым номером... :3668, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 25 декабря 2017 года в размере 1 804 300 руб.;
площадью 403 кв.м с кадастровым номером... :3670, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 1281 900 руб.;
площадью 359 кв.м с кадастровым номером... :3671, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2017 года в размере 1 737 800 руб.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 марта 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузнецов Д.А. обратился в суд с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 263 кв.м с кадастровым номером... :2934, земельного участка площадью 495 кв.м с кадастровым номером... :3668, земельного участка площадью 403 кв.м с кадастровым номером... :3670 и земельного участка площадью 359 кв.м с кадастровым номером... :3671, расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Мамадышский тракт. Заявленные требования мотивированы следующим.
Кадастровая стоимость указанных принадлежащих Кузнецову Д.А. на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами... :2934,... :3668,... :3670 и... :3671, определенная в размере 2 012 986, 22 руб, 3 788 700,30 руб, 3 084 537,82 руб. и 2 747 764,46 руб. соответственно, нарушает его права как плательщика земельного налога, налоговая база которого исчисляется от кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с определением рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административный истец просил установить их кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 27 мая 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером... :2934 в размере 1 400 300 руб, по состоянию на 25 декабря 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером... :3668 - в размере 1 804 300 руб, по состоянию на 26 декабря 2017 года - в отношении земельных участков с кадастровыми номерами... :3670 и... :3671 в размере 1281 900 руб. и 1 737 800 руб. соответственно.
Суд заявленные требования удовлетворил частично, решение принято в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. По мнению Кабинета Министров Республики Татарстан, обжалуемое решение принято при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также с нарушением норм процессуального права. Указывается, что несмотря на явные недостатки отчета, суд необоснованно принял его в качестве допустимого доказательства по делу и в нарушение положений статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не направил материалы дела на судебную экспертизу, при том, что имел возможность распределить расходы на ее проведение позже.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Административный истец Кузнецов Д.А. в суд не явился.
Кабинет Министров Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования г.Казани своих представителей в суд не направили.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании абзаца 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. (абзац 4 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ).Из материалов дела видно, что административный истец является собственником земельного участка площадью 263 кв.м с кадастровым номером... :2934, земельного участка площадью 495 кв.м с кадастровым номером... :3668, земельного участка площадью 403 кв.м с кадастровым номером... :3670, земельного участка площадью 359 кв.м с кадастровым номером... :3671, расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Мамадышский тракт.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года.
Кадастровая стоимость земельных участков определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в отношении земельного участка с кадастровым номером... :2934 в размере 2 012 986, 22 руб. по состоянию на 27 мая 2017 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером... :3668 в размере 3 788 700,30 руб. по состоянию на 25 декабря 2017 года, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами... :3670 и... :3671 в размере 3 084 537, 82 руб. и 2 747 764,46 руб. соответственно по состоянию на 26 декабря 2017 года.
В подтверждение доводов административного иска административным истцом суду представлены отчеты от 22 февраля 2018 года N30-18, N31-18, и N32-18 об оценке рыночной стоимости земельных участков, в соответствии с которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... :2934 по состоянию на 27 мая 2017 года составляет 1 400 300 руб, рыночная земельного участка с кадастровым номером... :3668 по состоянию на 25 декабря 2017 года составляет 1 804 300 руб, а рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :3670 и... :3671 по состоянию на 26 декабря 2017 года - 1 281 900 руб. и 1 737 800 руб. соответственно.
Отчеты подготовлены обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки "Эдвайс" по заказу административного истца.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что содержание представленных административным истцом отчетов не опровергнуто, а допустимых доказательств иной величины рыночной стоимости спорных земельных участков административными ответчиками не представлено, и, указав на отсутствие оснований для признания недостоверной рыночной стоимости земельных участков, определенной в данных отчетах, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части требований, предъявленных к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда в указанной части решения правильными.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с частью 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
На основании части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Обжалуемое решение принято с учетом указанных положений закона.
Как следует из материалов дела, определением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 апреля 2018 года по ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза на предмет проверки достоверности отчетов от 22 февраля 2018 года N 30-18, N31-18 и N32-18 на предмет подтверждения правильности определения в них величины рыночной стоимости земельных участков и установления их действительной рыночной стоимости. Судебные расходы по проведению судебной экспертизы были возложены на Кабинет Министров Республики Татарстан, который не позднее 3 мая 2018 года обязан был внести на счет для временного распоряжения денежным средствами Верховного Суда Республики Татарстан денежные средства, подлежащие выплате эксперту, в размере 50 000 руб.; производство по делу было приостановлено на период проведения экспертизы,
4 мая 2018 года производство по делу возобновлено в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате судебных расходов за проведение экспертизы, в основу решения суда положены доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков, представленные административным истцом.
Как правильно указал суд первой инстанции, допустимых доказательств, опровергающих изложенные в представленных административным истцом отчетах от 22 февраля 2018 года N 30-18, 31-18, 32-18 от 22 февраля 2018 года выводы о рыночной стоимости земельных участков, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, в установленном законом порядке оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование своих возражений, достоверного подтверждения в материалах дела не имеют.
С учетом изложенного решение суда в данной части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом положений части 11 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку судебному эксперту дело судом не направлялось.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда повлечь не могут. Кроме того, они в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
В остальной части решение суда лицами, участвующим в деле, не обжалуется.
Имеющие значение для дела обстоятельства в указанной части решения определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.