Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Э.Р,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Пашаева Рузеля Рамилевича на решение Приволжского районного суда города Казани от 7 мая 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора Приволжского района города Казани, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Пашаеву Рузелю Рамилевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами с обязанием сдать водительское удостоверение удовлетворить.
Прекратить действие права Пашаева Рузеля Рамилевича, "дата" года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии... от 17 мая 2017 года.
Обязать Пашаева Рузеля Рамилевича сдать водительское удостоверение серии... от 17 мая 2017 года в Отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани.
Взыскать с Пашаева Рузеля Рамилевича в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 300 рублей,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Приволжского района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Пашаеву Р.Р. о прекращении действия права на управление транспортными средствами с обязанием сдать водительское удостоверение.
В обоснование требований указал, что административный ответчик имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии... от 17 мая 2017 года. В то же время у Пашаева Р.Р. имеется медицинское противопоказание для управления транспортными средствами: он состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление каннабиноидов)".
Прокурор просил прекратить действие права Пашаева Р.Р. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии... от 17 мая 2017 года в связи с состоянием его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами, и возложить на него обязанность сдать это удостоверение в Отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Пашаев Р.Р. просит об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, выразившихся в необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства административного истца об опросе специалиста наркологического диспансера о состоянии здоровья Пашаева Р.Р. Приводит доводы о том, что суд не учел данные о личности апеллянта, который положительно характеризуется по месту жительства, регулярно посещает наркологический диспансер с целью избавиться от последствий употребления наркотических средств. Кроме того считает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что Пашаев Р.Р. вынужден постоянно пользоваться автомобилем для посещения медицинских учреждений в связи с состоянием здоровья своего отца - инвалида.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право прокурору обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что Пашаев Р.Р. имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии... от 17 мая 2017 года.
Административный иск инициирован прокурором на основании полученного из ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" медицинского заключения о том, что Пашаев Р.Р. с января 2018 года состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) употребление каннабиноидов" (код F12.1), имеет противопоказания к управлению транспортными средствами.
Согласно статье 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в городе Вене 8 ноября 1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся, в том числе, отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона к основанию прекращения действия права на управление транспортными средствами отнесено выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, так к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психотропных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями".
Исходя из положений этого нормативно-правового акта, диспансерный учет и профилактическое наблюдение являются формами диспансерного наблюдения.
Диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту - группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
Этим же приказом утверждена Инструкция "О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания", в соответствии с которой за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
Основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у соответствующих лиц, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Доказательств снятия административного ответчика с диспансерного наблюдения в связи с длительным прекращением употребления наркотических средств, как и доказательств, свидетельствующих о наличии у Пашаева Р.Р. стойкой ремиссии, материалы дела не содержат.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об опросе специалиста наркологического диспансера о состоянии здоровья Пашаева Р.Р, на правомерность принятого решения не влияет, поскольку в рассматриваемом случае возможность допуска лица к управлению транспортными средствами закон связывает с прекращением диспансерного наблюдения последнего в связи с длительным (в течение года) воздержанием от прекращения употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 7 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Пашаева Рузеля Рамилевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.