Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Михалиной С.Е.,
судей Кирсановой В.А, Зениной Л.С,
при секретаре Родиной С.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е.
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 22 марта 2018 года, которым постановлено:
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Пушкиным Г.В. договор социального найма на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу:.., включив в качестве членов семьи нанимателя Пушкину Светлану Геннадьевну, Пушкина Дмитрия Геннадьевича,
УСТАНОВИЛА:
Пушкин Г.В. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:...
В обоснование заявленных требований истец указал, что спорное жилое помещение было предоставлено на основании служебного ордера от 16.10.1989 г. N... его супруге П А.И, включая членов ее семьи: П Г.В. и П С.Г. 06.06.2015 г. П А.И. умерла. В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы истец П Г.В, дочь истца П С.Г. и сын истца П Д.Г. Истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на указанное жилое помещение, однако письмом ДГИ г. Москвы от 04.04.2017 г. N... отказал истцу в заключении договора социального найма в связи с тем, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2017 г. N 5-АПГ13-8 пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП отменен. Истец с данным отказом не согласен.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца Пушкина Г.В. по доверенности Кундрюков С.Б. исковые требования поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы, который в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя ответчик не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества города Москвы Мусаева О.Б.
Выслушав представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Штефана Д.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Пушкина Г.В. по доверенности Кундрюкова С.Б, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилюридически значимые обстоятельства, оценил представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствовался нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, ст.ст. 10, 49, 60, 61, 63 ЖК РФ, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 60 ЖК РФ).
Согласно ст. 61 ЖК РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
На основании ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Правоотношения по использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, регулируются Положением о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП.
Указанное Положение подлежит применению к спорным правоотношениям в соответствии с п. 5 постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП, поскольку жилое помещение предоставлено Пушкиной А.И. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N711-ПП, в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о заключении договора социального найма, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения";
1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.
Действительно, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. за N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения данного решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП).
Вместе с тем, из содержания указанного определения следует, что Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации сделан вывод о противоречии пункта 1.1 Положения требованиям статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, исходя из того, что вопрос о предоставлении по договору социального найма жилого помещения гражданину, занимающему жилое помещение, ранее предоставленное ему на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения и имеющему стаж трудовой деятельности более 10 лет в организации (предприятии), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы и предоставившей жилое помещение, не может быть поставлен в зависимость от соответствия площади занимаемого таким гражданином и членами его семьи жилого помещения размеру общей площади жилого помещения, приходящегося на них, исходя из минимального размера площади жилого помещения указанного в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Кроме того, обязанность по заключению договоров социального найма с гражданами, занимающими жилые помещения, ранее предоставленные им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, и имеющими стаж трудовой деятельности в организациях (предприятиях), финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и предоставивших жилое помещение, более 10 лет, была предусмотрена также п. 4 вышеназванного Положения.
В соответствии с п. 1.1 указанного выше Положения в редакции Постановления Правительства Москвы от 20.02.2018 N 87-ПП, введенного в действие с 20.02.2018 г,. с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение, имеющее статус служебного, было предоставлено П А.И. как работнику РЭУ -12 на основании ордера от 16.10.1989 г. N., выданного Исполнительным комитетом районного совета народных депутатов г. Москвы на семью из 3-х человек (она, муж - П Г.В, дочь - П С.Г.).
02.03.2004 г. в спорном жилом помещении был также зарегистрирован сын П А.И. - П Д.Г.
06.06.2015 г. П А.И. умерла.
С целью заключении договора социального найма истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением, однако письмом от 04.04.2017 N... года истцу было отказано в предоставлении данной услуги, в связи с тем, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2017 г. N 5-АПГ13-8 пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП признан недействующим, сообщено, что до принятия нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения по пользованию гражданами указанными жилыми помещениями, рассмотреть вопрос истца не представляется возможным.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь нормами жилищного законодательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Пушкина Г.В. о возложении на ответчика обязанности по заключению договора социального найма, поскольку спорное жилое помещение предоставлено П А.И. до введения в действие Жилищного кодекса РФ в соответствии с требованиями действовавших на момент предоставления жилья нормативных актов г. Москвы, лицо, которому было предоставлено жилое помещение, проработало в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы более 10 лет.
Выводы суда не противоречат установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам жилищного законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения истца с заявлением о заключении договора социального найма Положением о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП, не была предусмотрена возможность заключения такого договора в связи с признанием определением Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 пункта 1.1 указанного Положения противоречащим федерального законодательству и недействующим, не может повлечь отмену постановленного по делу решения суда.
Как следует из определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8, признавая пункт 1.1 Положения, утвержденного Правительством Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), противоречащим федеральному законодательству, судебная коллегия исходила из того, что Правительство Москвы, принимая решение об использовании жилых помещений по договору социального найма, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, в общей сложности 10 и более лет, и определяя в связи этим порядок оформления соответствующего договора социального найма, одновременно обусловило оформление (заключение) договора социального найма минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
При этом судебная коллегия указала, что поскольку такое условие оформления (заключения) договора социального найма не исключает отказа в оформлении (заключении) договора социального найма по мотиву превышения норматива предоставления жилой площади и тем самым препятствует реализации права граждан на жилое помещение по договору социального найма, ранее предоставленное им на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) и проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения в общей сложности 10 и более лет, доводы заявителей о нарушении их жилищных прав пунктом 1.1 Положения, утвержденного Правительством Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), и противоречии данной региональной нормы статьям 1 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации являются обоснованными.
Также в указанном определении Судебная коллегия констатировала, что при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого заявителем Положения, ибо объектом жилищных прав в этом случае (как это было выше отмечено) являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что жилое помещение предоставлено супруге истца Пушкиной А.И. на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, признание вышеназванным определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ п. 1.1 Положения, утвержденного Правительством Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП, федерального законодательству не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, на момент вынесения судом решения в указанное Положение Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2018 N 87-ПП внесены изменения, согласно которым с проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению.
Судебная коллегия находит, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст.67, 196 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 22 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.