Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М.,
судей Удова Б.В, Дубинской В.К,
при секретаре Сусловой А.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО "Илджи Сервис" по доверенности Беловой А.Ю. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 02 марта 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Михалевой Татьяны Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью "Илджи Сервис" о защите прав потребителей, взыскании убытков, процентов, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Илджи Сервис" в пользу Михалевой Татьяны Александровны убытки в сумме 35042 руб. 81 коп, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 2023 руб. 36 коп, компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб, штраф в сумме 21033 руб. 08 коп, в остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Илджи Сервис" госпошлину в бюджет города Москвы в сумме 1611 руб. 99 коп,
установила:
Михалева Т.А. (далее - истец) обратилась в суд с иском, с учетом уточнения требований, к ООО "Илджи Сервис" (далее - ответчик) о взыскании 35042 руб. 81 коп. задолженности, из которых 29865 руб. стоимости авиабилетов, 5177 руб. 81 коп. потерянные сутки отпуска и пребывания в отеле, 2023 руб. 36 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 10000 руб. компенсации морального вреда, 1400 руб. судебных расходов на оплату нотариально оформленной доверенности, штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
В качестве обоснования требований указано, что 21 февраля 2017 года между ООО "Илджи Сервис" (турагент) и истцом (заказчик) был заключен договор реализации туристического продукта N 15V1070421, по условиям которого ООО "Илджи Сервис" взяло на себя обязательство по предоставлению истцу комплекса услуг по перевозке и размещению в Греции на период с 24 мая по 03 июня 2017 года (11 дней, 10 ночей) на троих человек: Андрей Чистяков 31 августа 1963 года рождения, Екатерина Михалева, 01 июля 1990 года рождения, истец 08 февраля 1958 года рождения.
В соответствии с условиями договора истец оплатил ответчику стоимость турпродукта в размере 127575 руб, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N132. В соответствии с п.3.1 договора турагент обязан забронировать подобранный турагентом и выбранный заказчиком продукт у туроператора, своевременно произвести оплату туристического продукта туроператору или уполномоченному туроператором агенту; обеспечить передачу необходимых документов заказчика туроператору для оформления визы; незамедлительно сообщить заказчику о ставших известными турагенту изменениях в составе туристского продукта; по требованию заказчика и/или туристов заказчика предоставить информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором, сформировавшим туристический продукт, и турагентом, реализующий его, об условиях договора, заключенного между турагентом и туроператором, в том числе копию доверенности, выданную туроператором и агентом туроператора в порядке передоверия от туроператора, на заключение договоров о реализации сформированного туроператором туристского продукта; уведомить туроператора о заключении договора, в том числе согласовать с туроператором условия путешествия в соответствии с Приложением N 1 к договору, предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о туристском продукте; известить заказчика о порядке и времени выдачи перевозочных документов (в том числе, электронного перевозочного документа в случае если законодательством РФ предусмотрена выдача билета для соответствующего вида перевозки, подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному маршруту, указанному в договоре), страхового полиса, ваучера, иного документа, удостоверяющего право заказчика на получение услуг по размещению в гостинице или ином средстве размещения, информационных памяток, договора и иных материалов, необходимых для путешествия; обязан обеспечить передачу вышеуказанных документов не позднее, чем за 24 часа до начала
путешествия в согласованном месте.
За сутки до вылета 23 мая 2017 года истцу стало известно от турагента, что пакет документов для оформления виз утерян, паспорт с отметкой консульства Греции об открытии визы истцу предоставлен не был, соответственно документы не сданы в консульскую службу в срок, в связи с чем, 24 мая 2017 года не состоялась. Данный факт подтверждается отметкой в паспортах туристов дата выдачи визы 24 мая 2017 года, а также посадочными талонами от 25 мая 2017 года. Вследствие чего, истец был выннужден оплатить самостоятельно авиабилеты по направлению Москва-Родос (рейсом S7 0617 11:55) в сумме 29865 руб, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N132, получатель ООО "Илджи Сервис", по мере изготовления виз. Пакет документов, необходимый для регистрации на рейс, а также пребывания на территории Греции, был передан заказчику в аэропорту непосредственно за несколько часов до вылета. В возражении ООО "Кристер" представлен расчет стоимости путевки, где стоимость проживания в отеле составила 51778 руб. 12 коп, соответственно стоимость одних суток составила 5177 руб. 81 коп. Несвоевременное оказание услуги турагентом визовой поддержки привело к невозможности совершения туристом путешествия в срок, материальным затратам на авиабилеты в размере 29865 руб, а также сокращению суток тура, отпуска и пребывания в Греции, что составило 5177 руб. 81 коп. 25 июля 2017 года заказчиком была направлена претензия с предложением досудебного урегулирования спора, о добровольной возврате суммы.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого на основании доводов апелляционной жалобы просит представителя ответчика по доверенности Белова А.Ю.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона. Не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Из преамбулы Закона "О защите прав потребителей" следует, что данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статьей 39 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрено, что к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения указанного Закона, в частности о праве граждан на предоставление информации ( статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 13 Закона "О защите прав потребителей" указано, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Из материалов дела следует, что 21 февраля 2017 года между ответчиком (турагент) и истцом (заказчик) заключен договор реализации туристического продукта N 15V1070421.
На основании условий договора, ответчик принял обязательство по предоставлению истцу комплекса услуг по перевозке и размещению в Греции на период с 24 мая по 03 июня 2017 года (11 дней, 10 ночей) на троих человек: Андрей Чистяков 31 августа 1963 года рождения, Екатерина Михалева, 01 июля 1990 года рождения, истец 08 февраля 1958 года рождения.
В целях исполнения своих обязательств по договора истец оплатил ответчику стоимость турпродукта в размере 127575 руб, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N132.
Согласно пункту 3.1 договора турагент обязан забронировать подобранный турагентом и выбранный заказчиком продукт у туроператора, своевременно произвести оплату туристического продукта туроператору или уполномоченному туроператором агенту; обеспечить передачу необходимых документов заказчика туроператору для оформления визы; незамедлительно сообщить заказчику о ставших известными турагенту изменениях в составе туристского продукта; по требованию заказчика и/или туристов заказчика предоставить информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором, сформировавшим туристический продукт, и турагентом, реализующий его, об условиях договора, заключенного между турагентом и туроператором, в том числе копию доверенности, выданную туроператором и агентом туроператора в порядке передоверия от туроператора, на заключение договоров о реализации сформированного туроператором туристского продукта; уведомить туроператора о заключении договора, в том числе согласовать с туроператором условия путешествия в соответствии с Приложением N 1 к договору, предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о туристском продукте; известить заказчика о порядке и времени выдачи перевозочных документов (в том числе, электронного перевозочного документа в случае если законодательством РФ предусмотрена выдача билета для соответствующего вида перевозки, подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному маршруту, указанному в договоре), страхового полиса, ваучера, иного документа, удостоверяющего право заказчика на получение услуг по размещению в гостинице или ином средстве размещения, информационных памяток, договора и иных материалов, необходимых для путешествия; обязан обеспечить передачу вышеуказанных документов не позднее, чем за 24 часа до начала путешествия в согласованном месте.
Вместе с тем, за сутки до вылета 23 мая 2017 года заказчику стало известно от турагента, что пакет документов для оформления виз утерян, паспорт с отметкой консульства Греции об открытии визы истцу не предоставлен, соответственно документы не сданы в консульскую службу в срок.
Данный факт подтверждается отметкой в паспортах туристов дата выдачи визы 24 мая 2017 года, а также посадочными талонами от 25 мая 2017 года. Вследствие чего, заказчик был вынужден оплатить самостоятельно авиабилеты по направлению Москва-Родос (рейсом S7 0617 11:55) в сумме 29865 руб, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N132, получатель ООО "Илджи Сервис", по мере изготовления виз. Пакет документов, необходимый для регистрации на рейс, а также пребывания на территории Греции, был передан заказчику в аэропорту непосредственно за несколько часов до вылета. В возражении ООО "Кристер" представлен расчет стоимости путевки, где стоимость проживания в отеле составила 51778 руб. 12 коп, соответственно стоимость одних суток составила 5177 руб. 81 коп. Несвоевременное оказание услуги турагентом визовой поддержки привело к невозможности совершения туристом путешествия в срок, материальным затратам на авиабилеты в размере 29865 руб, а также сокращению суток тура, отпуска и пребывания в Греции, что составило 5177 руб. 81 коп. 25 июля 2017 года заказчиком была направлена претензия с предложением досудебного урегулирования спора, о добровольной возврате суммы.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик не в полной мере исполнил принятые на себя обязательства, суд первой инстанции обоснованно счел, что с ответчика в пользу истца следует взыскать убытки в сумме 35042 руб. 81 коп, из которых 29865 руб. стоимость авиабилетов, 5177 руб. 81 коп. потерянные сутки отпуска и пребывания в отеле.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в денежных обязательствах, возникших из гражданско-правовых договоров, предусматривающих обязанность должника произвести оплату товаров (работ, услуг) либо уплатить полученные на условиях возврата денежные средства, на просроченную уплатой сумму могут быть начислены проценты на основании статьи 395 ГК РФ. Неустойка за одно и то же нарушение денежного обязательства может быть взыскана одновременно с процентами, установленными данной нормой, только в том случае, если неустойка носит штрафной характер и подлежит взысканию помимо убытков, понесенных при неисполнении денежного обязательства.
Истцом заявлены исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2023 руб. 36 коп. Суд первой инстанции счел их подлежащими удовлетворению с учетом расчета, предоставленного истцом, который является математически верным и стороной ответчика не опорочен.
Учитывая природу спорных отношений, суд первой инстанции на основании статьи 15 Закона "О защите прав потребителей" посчитал, что с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда, суд исходил из принципа разумности, справедливости и с учетом пережитых нравственных страданий, связанных с невозможностью получения от ответчика денежных средств в полном объеме в срок, предусмотренный агентским договором, определилразмер компенсации морального вреда в пользу истца в сумме 5000 руб.
Наряду с этим, на основании статьи 13 Закона "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца подлежал взысканию за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в сумме 21033 руб. 08 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 101 ГПК РФ с ответчика подлежала взысканию государственная пошлина в бюджет города Москвы в сумме 1611 руб. 99 коп. пропорционально размеру удовлетворенный требований с учетом требования неимущественного характера, которая была взыскана судом первой инстанции.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Илджи Сервис" является турагентом и не может выступать в качестве надлежащего ответчиком по делу.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в РФ" туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.
Таким образом, ответчик ООО "Илджи Сервис" не лишено возможности предъявить исковые требования о возмещении убытков туроператору.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, а так же иное толкование закона.
Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда первой инстанции по существу спора, основанием для отмены решения не является.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального права коллегией не установлено.
Ссылок на какие-либо иные процессуальные нарушения, указанные в части 4 статьи 330 ГПК РФ, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судебная коллегия не установила.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 02 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.