Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Мызниковой Н.В, Дегтеревой О.В,
при секретаре Долгой И.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бельченко И.В.
дело по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе Лаврентьева В.Г.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Лаврентьева В.Г к Отделу социальной защиты населения УСЗН Басманного района г. Москвы, Управлению социальной защиты населения ЦАО г.Москвы о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда", обязании выдать удостоверение - отказать в полном объеме",
УСТАНОВИЛА:
Лаврентьев В.Г. обратился в суд с иском, указав в качестве ответчиков Отдел социальной защиты населения УСЗН Басманного района г. Москвы, в последующем к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Управление социальной защиты населения ЦАО г.Москвы, просил признать незаконным отказ в присвоении ему звания "Ветеран труда", признать право на присвоение звания "Ветеран труда" и обязать выдать ему удостоверение "Ветеран труда", - в обоснование своих требований ссылаясь на то, что он имеет необходимый трудовой стаж, в период осуществления им трудовой деятельности он был награжден двумя почетными грамотами Председателя Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию, Председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, однако, в присвоении звания "Ветеран труда" ему необоснованно, по мнению истца, было отказано в связи с тем, что указанные награды не являются ведомственными знаками отличия органов исполнительной власти.
В судебном заседании представитель Лаврентьева В.Г. исковые требования поддержал, представитель УСЗН ЦАО г. Москвы исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к апелляционной жалобе просит отменить Лаврентьев В.Г.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя Лаврентьева В.Г. - Лещинского В.А, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лаврентьев В.Г. имеет трудовой стаж с *** г, трудовая деятельность была им окончена, согласно трудовой книжки в 2010 г.
Во время своей трудовой деятельности истец был награжден двумя благодарностями: в *** г. - за активную работу в подготовке и проведении 25 съезда КПСС, также в ***. - за успешное выполнение ответственного задания Госкомитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
Также ** г. в соответствии с приказом N*** истец был награжден почетной грамотой Госкомитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию за многолетнюю плодотворную работу; приказом N***от *** г. - почетной грамотой Госкомитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию за непосредственное участие в подготовке и обслуживании 27 съезда КПСС.
19.06.2017 г. Лаврентьев В.Г. обратился в отдел социальной защиты населения Басманного района УСЗН ЦАО г.Москвы с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", в чем ему было отказано, в связи с тем, что указанные Почетные грамоты не относятся к ведомственным знакам отличия министерств и ведомств, дающих право на присвоение указанного звания.
Указанный ответ был обжалован истцом в ДТСЗН г. Москвы, который сообщил истцу об обоснованности принятого соответствующим отделом УСЗН ЦАО г. Москвы решения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Лаврентьеву В.Г. о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности выдать удостоверение "Ветеран труда", суд обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у него наград либо иных знаков отличия в труде, дающих ему право на присвоение указанного звания, а имеющиеся у истца благодарности и почетные грамоты не относится к ведомственным знакам отличия министерств и ведомств, дающих право на присвоение данного звания, равно как и не относится к знакам отличия за продолжительный добросовестный труд.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику и принятии им обжалуемого решения, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда", которым (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения) предусмотрено, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в п. 2.1. Положения, являются следующие документы: о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации; - трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Лаврентьева В.Г, поскольку представленные истцом почетные грамоты и благодарности не относятся к знакам отличия в труде, наличие которого является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что согласно представленным в материалы дела архивным документам (приказам) в 1986 г. истец был награжден почетной грамотой, являясь сотрудником центрального телевидения (комментатором главной редакции информации (программа "Маяк")) за непосредственное участие в подготовке и обслуживании 27 съезда КПСС, то есть не в связи с определенными достижениями в труде; а 24.05.1978 г. - истец был награжден почетной грамотой за работу в должности специального корреспондента, в которой, согласно записям в трудовой книжке, работал с 15.05.1978 г, замещая до этого с 1969 г. должности редактора, старшего редактора, собственного корреспондента, что также не отвечает критерию долговременного и долгосрочного труда к моменту награждения, равно как и не свидетельствует о достижении истцом к данному времени высоких показателей в труде, дающих основание для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти, как основанные на неправильном толковании действующего законодательства и направленные на переоценку выводов суда, не могут служить основанием для отмены решения.
Ссылки со стороны истца на допущенные в решении суда описки, также не могут служить основанием для отмены решения суда в силу требований ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, учитывая, что они не повлияли на правильность выводов суда первой инстанции и могут быть исправлены в порядке ст. 200 ГПК РФ.
Доводы со стороны истца о том, что им не предъявлялись требования к УСЗН ЦАО г. Москвы, также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку Отдел социальной защиты населения УСЗН по соответствующему административному округу г. Москвы не обладают самостоятельной правоспособностью и не могут самостоятельно выступать и являться стороной в рамках гражданского дела.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено таких нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые повлекли бы вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, исходя также из требований ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, ст. 327.1 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе Лаврентьева В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.