Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В. и судей Пильгановой В.М., Климовой С.В., при секретаре Утешеве С.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по представлению Прокурора ЮВАО г. Москвы на определение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 июня 2018 года, которым постановлено:
Отказать Прокурору Юго-Восточного административного округа г. Москвы в принятии искового заявления к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании перечислять денежные средства на банковский счет законного представителя фио,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юго-Восточного административного округа г. Москвы, действующий в интересах несовершеннолетней фио, обратился в Лефортовский районный суд г. Москвы с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании перечислять денежные средства на банковский счет законного представителя фио
Суд постановилприведённое выше определение, об отмене которого просит Прокурор Юго-Восточного административного округа г. Москвы по доводам представления, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, с учетом положений ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении частной жалобы без извещения и вызова лиц, участвующих в деле, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия полагает, что основания для отмены определения суда, имеются.
Отказывая в принятии искового заявления Прокурора Юго-Восточного административного округа г. Москвы, действующего в интересах несовершеннолетней фио суд, руководствуясь положениями п.1 ч.1 ст. 134, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходил из того, что нормами гражданского процессуального законодательства прокурору не представлено право на обращение в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетнего при наличии у него законных представителей.
С данным выводом суда не может согласиться судебная коллегия, поскольку указанный вывод не основан на нормах Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Как следует из содержания искового заявления, основанием для подачи Прокурором Юго-Восточного административного округа г. Москвы настоящего иска послужило нарушение прав несовершеннолетней фио и ее законного представителя фио на получение пенсии и ЕДВ в соответствии с ФЗ N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", таким образом, предметом искового заявления является защита нарушенного социального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из представленных материалов следует, что основанием для обращения Прокурора Юго-Восточного административного округа г. Москвы с иском в Лефортовский районный суд г. Москвы, в интересах несовершеннолетней фио, послужило обращение фио, являющейся матерью несовершеннолетней фио, поступившее в Прокуратуру Юго-Восточного административного округа г. Москвы от депутата Государственной Думы фио (л.д. 21-23, 20, 19).
При таком положении, в силу действующего законодательства право прокурора на обращение в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина не зависит от наличия либо отсутствия у ребенка законного представителя, обладающего правом на такое обращение, но не использующего его.
Реализация прокурором полномочий, предусмотренных названной статьей, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних служит гарантией защиты прав несовершеннолетнего и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.
Учитывая изложенное, отказ в принятии искового заявления по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нельзя признать правомерным, поэтому определение суда подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции решения вопроса о принятии заявления к производству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330, 333-335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Лефортовского районного суда города Москвы от 27 июня 2018 года отменить, материал по иску Прокурора Юго-Восточного административного округа г. Москвы, действующего в интересах несовершеннолетней фио, к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.