Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
судей Родиной Т.В, Ульяновой О.В.
при секретаре Юшине С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М.В.
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Бутырского районного суда города Москвы от 02 апреля 2018 года, которым постановлено: Исковые требования Швецовой... к Департаменту городского имущества г. Москвы об установлении границ земельного участка, признании права собственности, удовлетворить. Признать право собственности Швецовой... на земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ "Северянин", участок... в границах с координатами характерных точек:
X Y
н1 29496,22 3665,59
н2 29506,34 3700,47
н3 29504,36 3703,82
н4 29493,15 3705,86
н5 29489,56 3690,45
н6 29485,47 3670,18
н7 29484,86 3668,07
н8 29488,37 3667,28
н9 29491,80 3666,84
н10 29492,65 3666,54
н1 29496,22 3665,59
УСТАНОВИЛА:
Швецова Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, ТУ Росимущества г. Москвы, в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок... площадью 500 кв.м, по адресу: адрес, на территории СНТ "Северянин", с установлением местоположения границ земельного участка по характерным точкам границ со следующими координатами:
X Y
н1 29496,22 3665,59
н2 29506,34 3700,47
н3 29504,36 3703,82
н4 29493,15 3705,86
н5 29489,56 3690,45
н6 29485,47 3670,18
н7 29484,86 3668,07
н8 29488,37 3667,28
н9 29491,80 3666,84
н10 29492,65 3666,54
н1 29496,22 3665,59
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что она является членом СНТ "Северянин" с 2013 года, в ее пользовании в соответствии с решением Общего собрания СНТ "Северянин" находится указанный земельный участок. Участок N 91 входит в состав земельного участка с кадастровым N.., который находится в постоянном бессрочном пользовании СНТ "Северянин". При обращении истца 06.06.2016г. к ответчику за оказанием государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность в упрощенном порядке, ее заявление было возвращено без оказания услуги. Считая отказ ДГИ г. Москвы незаконным, Швецова Л.Г. обратилась в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные требования по доводам иска и дополнительных письменных пояснений.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц Росимущества г. Москвы, СНТ "Северянин", Управления Росреестра по г. Москве в суд не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Алиеву Х.Н, представителя истца по доверенности Гончарова А.П, представителя третьего лица СНТ "Северянин" Викторову А.Д, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2010 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Швецова Л.Г. является членом СНТ "Северянин" с 2013 года, ей в пользование предоставлен земельный участок.., площадью 500 кв.м. Ранее данный земельный участок принадлежал Швецову Г.П.
Земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером.., который был предоставлен СНТ "Северянин" (ранее "Северный садовод") под индивидуальные сады на основании решения Исполнительного комитета Северного поселкового совета депутатов трудящихся от 30.09.1958 г.
Из материалов дела также следует, что на земельном участке, отведенном решением исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся N38/35 от 23 июня 1954 Северной водопроводной станции было создано Садовое товарищество "Северный садовод", правопреемником которого является СНТ "Северянин".
СНТ "Северянин" организовано на следующих участках земли:
- площадью 7,0 га, предоставленного на праве бессрочного пользования по решению Мосгорисполкома N38/35 от 23 июня 1954 (кадастровый номер 77:02:25014:3),
- площадью 1,5 га, предоставленного на праве бессрочного пользования протоколом исполкома Северного поселкового Совета г. Москвы N10 от 30 сентября 1958 (77(02(25014:58),
- площадью 3,5 га, предоставленного в пользование решением исполкома Северного поселкового Совета г. Москвы N9/3 от 17 мая 1965 (77:02:25014:59, 77:02:25014:60).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 декабря 2005 года на Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве возложена обязанность произвести регистрацию права постоянного бессрочного пользования земельным участком по адресу: адрес, за СНТ "Северянин" (кадастровый номер 77:02:25014:003).
06.06.2016 истец обратился в ДГИ г. Москвы с заявлением о передаче ей в собственность земельного участка... по адресу: адрес, предоставив документы: выписку из протокола общего собрания СНТ "Северянин", схему расположения земельного участка, план территории СНТ и справку о владении участком.
Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен п. 2.8 ст. 3 Федерального закона N137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введение в действие земельного кодекса РФ", в соответствии с которым в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Статьей 29 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы N99-ПП от 20 ноября 2014 года ответчик ДГИ г. Москвы наделен полномочиями по распоряжению земельными участками г. Москвы.
16.06.2016 ДГИ г. Москвы отказало Швецовой Л.Г. в предоставлении государственной услуги.
Отказывая в принятии документов, ответчик указывал, что основанием для предоставления земельного участка являются документы, непосредственно подтверждающие распределение земельных участков в некоммерческом объединении в соответствии с его проектом организации и застройки. Представленная копия из проекта (плана) СНТ "Северянин" не может быть принята в качестве утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории СНТ.
В своих пояснениях представитель ДГИ г. Москвы ссылался на то, что границы земельного участка установлены ориентировочно, не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем невозможно провести идентификацию земельного участка, при этом согласования межевого плана с Департаментом городского имущества города Москвы не имеется, невозможно установить пересечение границ земельного участка с территориями с особыми условиями использования, запрещающими приватизацию. Также представитель указала на то, что запрашиваемый Пономаревой М.В. земельный участок выходит за границы территории СНТ "Северянин".
Из заключения кадастрового инженера Иванникова А.В. следует, что границами земельного участка... являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения (металлические столбы), позволяющие определить местоположение границ земельного участка. По сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок... принадлежит СНТ "Северянин" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласование границ земельного участка с пользователями смежных участков проведено в соответствии с требованиями п.7 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ.
В соответствии с п. 2.8 ст. 3 Федерального закона N137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введение в действие земельного кодекса РФ" формирование и передача в собственность испрашиваемого истцом участка осуществляется на основании утверждаемой исполнительным органом власти схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставляемой заявителем с последующим проведением кадастровых работ, постановкой испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса указанная схема является основанием для образования земельного участка из состава земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется, в том случае образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке.
П. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений) признавал юридически действительными права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу указанного Федерального закона, при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом, при этом государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как следует из Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан за 2010-2013, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 02 июля 2014, существенное правовое значение в данном случае имеют следующие обстоятельства:
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться участком на законных основаниях,
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу соответствующего закона.
- испрашиваемый участок должен входить в состав территории некоммерческого объединения граждан и земельный участок должен быть передан указанному объединению до дня вступления в силу соответствующего закона.
Материалами дела объективно подтверждается, что Швецова Л.Г. является членом СНТ "Северянин" с 2013 года, земельный участок ей предоставлен в границах СНТ до введения в действие Земельного кодекса РФ, испрашиваемый участок входит в состав территории некоммерческого объединения граждан (решение исполкома Северного поселкового Совета г. Москвы N10 от 30 сентября 1958 года).
При этом земельный участок с кадастровым номером 77:02:00025014:59 был поставлен на государственный кадастровый учет на основании решения N10 с указанием вида права - постоянное (бессрочное) пользование.
Каких-либо доказательств пересечения земельного участка, испрашиваемого истцом, с другими земельными участками в материалы дела не представлено.
В судебном заседании также исследовался план СНТ "Северянин"; данный план составлен по состоянию на 1971 год, то есть в границах территории СНТ, которая сформировалась до введения в действие Земельного кодекса РФ, содержит все данные, касающиеся распределения земельных участков между членами СНТ, спорный участок входит в его границы. При этом помимо плана, СНТ "Северянин" представлял для обозрения решения органов исполнительной власти, на основании которых происходило формирование территории СГТ.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что отказ ответчика в приеме документов для предоставления государственной услуги по передаче в собственность земельного участка, не основан на законе, в связи с чем удовлетворил требования истца.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска соглашается, поскольку он постановлен в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиям закона не противоречит.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что спорный земельный участок не сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства и не поставлен на кадастровый учет, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку сами по себе данные доводы законность приобретения истцом земельного участка не опровергают и основаниями для отказа истцу в признании за ним права собственности на земельный участок, переданный ему в установленном законом порядке, являться не могут. Стороной истца в Департамент был предоставлен надлежащий и достаточный перечень всех необходимых документов для регистрации права собственности в заявительном порядке. Указание в ответе Департамента городского имущества г. Москвы от 16.06.2016 года на непредставление проекта и организации и застройки всей территории СНТ "Северянин" (л.д.9-10) противоречит перечню, указанному в п. 2.8 ст. 3 Федерального закона N137-ФЗ от 25 октября 2001 "О введении в действие земельного кодекса РФ", в соответствии с которым к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости. Указанная схема была предоставлена истцом, согласно выписке из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей (л.д.8).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно рассмотрел настоящее гражданское дело в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в то время как настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признает несостоятельными, учитывая, что признание судом отказа Департамента в приеме документов для предоставления государственной услуги незаконным не свидетельствует о необходимости рассмотрения дела в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Истцом были заявлены требования о признании права собственности на земельный участок, в связи с чем суд обоснованно рассмотрел настоящее дело в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а отказ Департамента в приеме документов для предоставления государственной услуги послужил лишь основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. При этом истцом не было заявлено требования о признании действий Департамента незаконными, разрешение споров, вытекающих из земельных правоотношений, относится к компетенции суда, и наличие такого спора было установлено в ходе судебного разбирательства. Поскольку применение административных процедур не приведет к восстановлению нарушенных прав истца и разрешит гражданско-правовой спор, а защита нарушенных или оспариваемых прав граждан является именно задачей гражданского судопроизводства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о праве истца на земельный участок правомерно был разрешен судом по существу.
Иные доводы апелляционной жалобы представителя ответчика также не содержат обстоятельств, имеющих юридические значение для дела и не учтенных судом первой инстанции при вынесении по делу судебного решения, на законность выводов суда первой инстанции не влияют, о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, а потому по названным доводам правильное по существу судебное решение отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда города Москвы от 02 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.