Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Удова Б.В, Бобровой Ю.М,
при секретаре Яковлеве Д.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Никишкина А.В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Никишкина Б.А, Никишкиной А.А, истца Никишкина Т.А. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Никишкина А.В, действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Никишкина Б.А, несовершеннолетней Никишкиной А.А, Никишкина Т.А, к ДГИ г. Москвы об обязании издать распоряжение - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Истец Никишкин А.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Никишкина Б.А, Никишкиной А.А, истец Никишкин Т.А. обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы, просили обязать ответчика издать распоряжение о предоставлении истцам по договору социального найма квартиры по адресу: *.
В обоснование исковых требований истцы указали, что на основании Распоряжения Префекта Зеленоградского ОА г. Москвы от 12.05.2005 г. N449 рп/633 семья истца Никишкина А.В, состоящая из четырех человек была принята на учет по улучшению жилищных условий и признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В августе 2014 года Никишкин А.В. был приглашен в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Зеленоградском АО с целью предоставления семье истца квартиры на основании включения семьи в "План предоставления жилья очередникам Зеленоградского округа с датой постановки на учет до 31.12.2013 г.". В октябре 2014 г. истцом получен смотровой ордер на квартиру по адресу: *. Тогда же было подписано согласие на передачу этой квартиры. Однако, квартира передана не была. Со стороны Департамента также не было предложений осмотра других квартир. Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы N У60-14958 от 10 ноября 2014 года семья истцов из четырех человек была снята с жилищного учета. Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2015 года данное Распоряжение от 10 ноября 2014 года было признано незаконным. ДЖП и ЖФ г. Москвы обязали устранить в полном объеме нарушение прав истцов, восстановить их на учете очередников в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с даты постановки на учет. Семья истца была восстановлена на учете очередников. Однако, в связи с учреждением Департамента городского имущества города Москвы и объединении очередей многодетных семей и семей, нуждающихся в жилье на общих основаниях, а также соединений очередей нуждающихся в улучшении жилищных условий по округам г. Москвы в единую очередь, перед истцом стоит очередь из 63 470 семей (по состоянию на 18 апреля 2016 г.). Факт выдачи истцу смотрового ордера на квартиру, согласие истца на получение данной квартиры сотрудниками ДГИ г. Москвы оставлено без внимания.
В судебное заседание истец Никишкин А.В, действующий в своих интересах, интересах несовершеннолетних Никишкина Б.А, Никишкиной А.А, также представляющий интересы Никишкина Т.А. по доверенности, явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Павлов О.П. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое истец Никишкин А.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Никишкина Б.А, Никишкиной А.А, истец Никишкин Т.А просят отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав истца Никишкина А.В, действующего в своих интересах, в интересах несовершеннолетних Никишкина Б.А, Никишкина А.А, представляющего интересы истца Никишкина Т.А. по доверенности, выслушав представителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Смирнову А.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьями 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также снятие жителей города Москвы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 13 ЖК РФ определение условий и порядка постановки на жилищный учет, порядка ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы в порядке очередности в соответствии с поданным заявлением о форме обеспечения, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, а также иным категориям жителей города Москвы, установленным федеральным законодательством; жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
За счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона. Обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с настоящим Законом осуществляется в пределах финансирования, предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на эти цели городскими жилищными программами (ст. 18 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения").
Из материалов дела видно и судом установлено, что решением Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2015 года, вступившего в законную силу, установлено, что Никишкин А.В. с семьей из четырех человек: он, сын Никишкин Т.А, сын Никишкин Б.А, дочь Никишкина А.А, зарегистрированы в однокомнатной квартире по адресу: *.
С 2005 года Никишкин А.В. с семьей состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, категория "Общие основания".
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы N У60-14958 от 10 ноября 2014 года семья истца из четырех человек была снята с жилищного учета.
Вышеуказанным решением Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2015 года данное Распоряжение NУ60-14958 от 10 ноября 2014 года было признано незаконным. ДЖП и ЖФ г.Москвы обязан восстановить Никишкина А.В, Никишкина Т.А, Никишкина Б.А, Никишкину А.А. на учете очередников в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты постановки на учет.
10 октября 2014 г. истцом Никишкиным А.В. получен смотровой ордер на квартиру по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 2039, кв. 79. Тогда же было подписано согласие на передачу этой квартиры. Однако, квартира передана не была.
18 апреля 2016 года ДГИ г. Москвы направил письмо истцу Никишкину А.В, в котором сообщил, что жилищный вопрос будет решен в порядке очередности; ранее семьи истца в г. Москве приняты на жилищный учет 63470 семей.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2016 года исковые требования Никишкина А.В, действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Никишкина Т.А, Никишкина Б.А, Никишкиной А.А. к ДГИ г. Москвы об обязании передать квартиру, расположенную по адресу: * по договору социального найма, оставлены без удовлетворения.
Указанным решением установлено, что выдача смотрового талона не является распоряжением органа исполнительной власти, на основании которого предоставляется жилое помещение, в том числе по платным программам г. Москвы. Смотровой талон не является основанием для возникновения прав и обязанностей по обеспечению Никишкина А.В. и членов его семьи жилым помещением на основании договора социального найма.
Предоставление жилого помещения истцу и членам его семьи ранее установленной очереди (порядковый номер очереди - 63470) приведет к ущемлению прав граждан, которые находятся в указанной очереди до истца.
Решением Пресненского суда г. Москвы от 27 декабря 2017 года было отказано в удовлетворении исковых требований Никишкина А.В, действующего в своих интересах, интересах несовершеннолетних Никишкина Б.А, Никишкиной А.А, истца Никишкина Т.И. к ДГИ г. Москвы о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательств, принимая во внимание вышеприведенные решения Пресненского и Зеленоградского районных судов г. Москвы, вступившие в законную силу, имеющие в силу ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение для разрешения спора, пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку основания для обязания ответчика издать распоряжение о предоставлении семье истцов спорного жилого помещения отсутствуют, предоставление семье истцов жилого помещения ранее установленной очереди приведет к нарушению прав иных очередников.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, основанным на нормах действующего законодательства и собранных по делу доказательствах, согласна.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального и процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, основанием к отмене решения суда не являются.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела. Выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 04 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.