Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой,
при секретаре Е.Н. Батеевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назаровой Т.А. к Управлению Росреестра по Тверской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для садоводства
по апелляционной жалобе Т.А. Назаровой на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 24 января 2018 года, заслушав доклад судьи А.Н. Пономарёва, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Тверской области Л.Г. Унанян,
установила:
Т.А. Назарова обратилась в суд с указанным выше административным иском к Управлению Росреестра по Тверской области, в котором просила восстановлять своё право на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенным в Тверской области, Кимрском районе, садоводческое товарищество "***".
Требования мотивированы тем, что для совершения регистрационных действий административный истец представила все необходимые документы, включая свидетельство о праве собственности на землю от 10 сентября 1996 года, однако, в совершении регистрационных действий ей было отказано в связи с тем, что площадь земельного участка, указанного в свидетельстве о праве собственности - 0,1 га, отличается от площади земельного участка по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 0,1212 га, что она полагала неправильным, поскольку ранее в установленном порядке было произведено межевание земельного участка, по результатам которого установлены границы в соответствии с нормами земельного законодательства.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 24 января 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Т.А. Назаровой ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Росреестра по Тверской области Л.Г. Унанян, по доверенности от 7 июня 2018 года, просила решение суда оставить без изменения.
Т.А. Назарова не явилась. Судебная коллегия на основании статей 150, 152 КАС РФ нашла возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Тверской области, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, устные возражения на неё, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закреплённых непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закреплённых в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, не только проверяет, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Суд нарушил приведённые законоположения и пришёл к ошибочному выводу о том, что Т.А. Назарова не опровергла представленных Управлением Росреестра по Тверской области доказательств соблюдения её прав, правильного применения закона при принятии решения, по поводу которого возник спор. Выводы суда в решении недостаточно мотивированы, постановлены без учета всех обстоятельств, имеющих значение.
Из материалов дела усматривается, что согласно представленному свидетельству о праве собственности от 10 сентября 1996 года Т.А. Назарова владеет земельным участком с кадастровым номером ***, расположенным в ***, садоводческое товарищество "***".
13 июня 2017 года Т.А. Назарова обратилась в Управлению Росреестра по Тверской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное имущество, однако, в тот же день совершение регистрационных действий было приостановлено на основании пунктов 5, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В дальнейшем, решением Управления Росреестра по Тверской области от 2 ноября 2017 года в совершении регистрационных действий было отказано на основании статьи 27 того же Закона, согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу о том, что документы, подтверждающие право Т.А. Назаровой на земельный участок, площадью 1212 кв.м. (0,1212 га) не представлены, а потому отказ в совершении регистрационных действий является правомерным.
Судебная коллегия сочла приведённые выводы суда первой инстанции неверными, поскольку они не учитывают требований действующего законодательства и обстоятельств, имеющих значение по данному делу.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Частью 4 статьи 21 названного Закона определено, что межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Требования к межевому плану и его понятия даны в статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно пунктам 9, 10 названной статьи площадью земельного участка, определённой с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утверждённым в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утверждённом проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пунктов 25, 30, 31, 32, 42 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация может быть приостановлена в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным; площадь земельного участка, выделяемого в счёт доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, отличается от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утверждённом проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов; изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ; в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешённого использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; площадь земельного участка, определённая с учётом установленных в соответствии
с федеральным законом требований, отличается от площади земельного участка, указанной в соответствующем утверждённом проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов;
В соответствии со статьёй 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществлённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт или государственный учёт, в том числе технический учёт, которых не осуществлён, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости (часть 4).
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяжённости, глубине, глубине залегания, площади, объёме, высоте, площади застройки) и о её значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (часть 8).
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. (часть 6 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Однако названные нормы права не были применены судом первой инстанции, что помешало суду установить обстоятельства, имеющие значение, связанные с тем, что земельный участок, по поводу государственной регистрации которого возник спор, является ранее учтённым, право собственности на него возникло у Т.А. Назаровой до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу прямого указания закона они признаются юридически действительными.
Следовательно, при отсутствии сведений о государственной регистрации права собственности Т.А. Назаровой в Едином государственном реестре недвижимости государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по её желанию с учётом подтверждённых Управлением Росреестра по Тверской области в названном реестре сведений государственного кадастра об уточнении границ земельного участка по результатам проведённого в установленном порядке межевания, которые никем не оспариваются.
Из материалов дела усматривается, что Управление Росреестра по Тверской области применительно к названным выше законоположениям согласилось с тем, что отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации уточнённых границ земельного участка.
При таком положении отказ Управления Росреестра по Тверской области в государственной регистрации права собственности Т.А. Назаровой на земельный участок, площадью 1212 кв.м, нарушает её права, является незаконным, а потому решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьёй 311, пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 24 января 2018 года отменить и постановить новое решение, которым признать незаконным решение Управлению Росреестра по Тверской области от 2 ноября 2017 года об отказе Назаровой Т.А. в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1212 кв.м, расположенный в ***, садоводческое товарищество "***", возложив на Управление Росреестра по Тверской области в течение десяти дней со дня получения копии настоящего апелляционного определения зарегистрировать право собственности Назаровой Т.А. на указанный земельный участок.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.