Московский городской суд в составе председательствующего судьи Грицких Е.А.
с участием прокурора Слободина С.А.
при секретаре Тощакове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2786/2018 по административному исковому заявлению наименование организации об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N 69 от 14 декабря 2017 г.
В результате внесенных изменений Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года, т.е. Правительством Москвы утвержден Перечень тех объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень на 2018 год).
Пунктом 21273 названного Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09: телефон:1066, общей площадью 2923,5 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
наименование организации, являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2018 год. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в спорном здании расположены Управление кабельных сетей Северо-Западного округа и девятнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС СЗО, а также иные службы МКС, обеспечивающие передачу электроэнергии. Административный истец является сетевой организацией, основным видом деятельности которого является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии, в том числе на территории города Москвы, а спорное здание составляет инфраструктуру энергетического предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса, входит в его состав.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы по доверенности фио против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменных возражений.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления. Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу абз. 4 п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту РФ предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со
ст. 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
При этом под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац третий подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности наименование организации является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии. Общество обеспечивает бесперебойное электроснабжение города Москвы и частично Московской области (л.д.29-30).
Административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:09: телефон:1066, общей площадью 2923,5 кв. метров, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.09.2009 г. (л.д. 8).
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что здание административного истца включено в оспариваемый перечень на основании ст.378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" по критерию фактического использования здания для делового, административного или коммерческого назначения на основании акта обследования, составленного Госинспекцией по недвижимости. В подтверждение указанных доводов суду был представлен акт N9091599 от 25.05.2015 года, в соответствии с которым Госинспекцией было проведено мероприятие по определению вида фактического использования в отношении спорного здания (л.д.134-153). Согласно заключительной части акта (раздел 6.4.) здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (100%) (л.д.134-153).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4 - 3.5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
По запросу суда Госинспекцией представлен акт N 9092084/ОФИ от 17.07.2018 г, из содержания которого также следует, что 100% площади здания, общей площадью 2923,5 кв. метров, расположенного по адресу: адрес, используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В акте указано, что представителем собственника доступ в помещения здания сотрудникам Госинспекции не предоставлен. Вывод о фактическом использовании здания сделан на иных признаках - на основе документов технического учета и результатов визуального осмотра фасада здания.
Согласно п.3.6 указанного выше Порядка предусмотрено, что в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Между тем, указанные акты не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств фактического использования 100 процентов площади помещений здания в качестве офисов, поскольку в нарушение пункта 3.6 Порядка в актах отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое использование здания, не указаны какие-либо выявленные признаки размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, приложенные фотографии фасада здания и его внутренних коридоров не подтверждают фактическое использование более 20% помещений в здании для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом обстоятельства, подтверждающие препятствование доступу сотрудников Госинспекции в здание, не приведены. В акте N 9092084/ОФИ от 17.07.2018 г. Госинспекции по недвижимости отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение инспекторов за соответствующими разрешениями для обследования здания либо отказ в их выдаче.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213). Однако административным ответчиком не приведено иных доказательств законности включения спорного здания в Перечень.
Между тем административным истцом представлены доказательства, опровергающие утверждения административного ответчика о фактическом использовании спорного здания в качестве офисного центра.
Так, в ходе рассмотрения дела было установлено, что в соответствии с разделом 9 Правил внутреннего трудового распорядка в наименование организации, в целях создания условий для безопасного функционирования Общества и обеспечения безопасности работников, а также в целях соблюдения норм трудового права в отношении работников, в Обществе устанавливается пропускной и внутриобъектовый режим, проход работников на территорию осуществляется по документам, дающим на это право, для чего работодатель представляет работникам соответствующие удостоверения при заключении трудового договора.
Приказом N 211 от 14.03.2016 утверждена инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах в Московских высоковольтных сетях - филиале наименование организации.
Из пояснений административного истца следует, что в оспариваемом здании размещены Управление кабельных сетей Северо-Западного округа и девятнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС СЗО (п.20 Перечня подразделений филиала МКС).
В соответствии с Положением об Управлении кабельных сетей и Положении о ремонтно-эксплуатационном районе, утв. Приказом Московских кабельных сетей от 19.11.2015г, основными задачами Управления кабельных сетей являются: обеспечение с помощью мобильных бригад бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей, подключенных к сетям района; оформление технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям филиала; участие в метрологическом обеспечении; ввод и освоение новых мощностей.
В соответствии с выпиской БТИ из технического паспорта в здании располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, вентиляционные камеры и пр.), а также кабинеты для обслуживающего персонала.
Административным истцом в судебное заседание представлен план помещения с рассадкой служб в здании, из которого следует, что в здании находятся кабинеты начальника управления, мастеров участка, электромонтеров, иных служб ремонта сетевого оборудования. Для доступа в здание введен пропускной режим, на первом этаже размещено помещение охраны.
Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту N9091599 от 25.05.2015 года фотографиями, из которых следует, что в здании находятся Управление кабельных сетей Северо-Западного округа и девятнадцатый ремонтно-эксплуатационный район УКС СЗО, согласно указателю кабинетов, в них размещены: группа по надзору за кабельными сетями, мастера; архив; участок БПР УКС СЗО; группа по подготовке производства, начальник 19 района; главный инженер 19 района; документовед 19 района; отдел по планированию и трудовым вопросам; заместитель руководителя по общим вопросам УКС СЗО; заместитель начальника 19 района; руководитель УКС СЗО; заместитель руководителя по капитальному строительству УКС СЗО; инженер по режиму; инженер по подготовке производства по ЕЛ; специалисты по ОТ УКС СЗО; заместитель главного инженера 19 района; заведующий складом УКС СЗО, заведующий складом 19 района; заместитель главного инженера УКС СЗО; участок РЗА УКС СЗО; участок по ремонту КЛ УКС СЗО; группа учета электроэнергии. (л.д.150). Фотографий и документов, подтверждающих размещение в зданий офисов, сдаваемых в аренду другим организациям, ответчиком не представлено.
Таким образом, спорное здание целиком используется для размещения подразделений (спецслужб) филиала МКС, по существу представляет собой инфраструктуру энергетического предприятия, оказывающего услуги по передаче электрической энергии.
Объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, в отношении которых установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что нежилые помещения в данном здании имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания инфраструктуры энергетического предприятия.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что здание, включенное в Перечень на 2018 год под пунктом 21273 не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу административного истца в счет возмещения расходов по государственной пошлине, оплаченной при подаче административного иска в суд, 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 21273 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу наименование организации расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Грицких Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.