Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2962/2018 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 22238 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.
Пунктом 22238 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено нежилое здание с кадастровым номером 77:10:0002007:1016 по адресу: г.Москва, Зеленоград, Солнечная аллея, дом 1, строение 5.
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 22238 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0002007:1016 по адресу: г.Москва, Зеленоград, Солнечная аллея, дом 1, строение 5, и считает незаконным его включение в оспариваемый пункт приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, поскольку спорное нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание является объектом электросетевого хозяйства, в нем расположены Управление кабельных сетей города Зеленограда, а также иные службы МКС, обеспечивающие передачу электроэнергии. Согласно технической документации в здании располагаются производственные и вспомогательные помещения (склады, раздевалки, вентиляционные камеры и пр.), а также кабинеты для обслуживания персонала кабельных сетей Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" филиала МКС. Объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, не могут использоваться и фактически не используются в качестве здания административно-коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - Богадеев А.В, действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы - Борисова К.И, действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежило здание включено в оспариваемый пункт Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г..N64 "О налоге на имущество организаций" и пунктов 2 и 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по двум критериям: по фактическому использованию нежилого здания в целях делового, административного или коммерческого назначения; по виду разрешенного использования земельного участка. Так, спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:10:0002007:41 по адресу: г..Москва, Зеленоград, Солнечная аллея, с видом разрешенного использования: "эксплуатации существующих административного здания, складских помещений, железобетонного гаража для служебного автотранспорта, металлических сборно-разборных гаражей для личного пользования сотрудников", что предполагает размещение на земельном участке административного здания.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорного нежилого здания, по результатам которых составлен акт обследования от 7 ноября 2014 года за N9103092, согласно которому здание и помещения в нем фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания на 100% от общей площади здания. Доказательств обращения административного истца в Департамент экономической политики и развития города Москвы с заявлением о проведении повторных мероприятий по фактическому обследованию здания, суду не предоставлено. Таким образом, акт обследования соответствует Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г..N257-ПП. Административным истцом не предоставлены доказательства, объективно свидетельствующие об ином фактическом использовании здания. На основании изложенного спорное здание правомерно включено в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2018 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорное нежилое здание включено в оспариваемый пункт Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пунктов 2 и 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по двум критериям, исходя из: фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов; вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание.
Как усматривается из материалов дела, спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:10:0002007:1016 по адресу: г.Москва, Зеленоград, Солнечная аллея, дом 1, строение 5, принадлежит на праве собственности административному истцу. Указанное нежилое здание расположено на земельном участке площадью 8634 кв.м. с кадастровым номером 77:10:0002007:41 по адресу: г.Москва, Зеленоград, Солнечная аллея, с видом разрешенного использования: "эксплуатации существующих административного здания, складских помещений, железобетонного гаража для служебного автотранспорта, металлических сборно-разборных гаражей для личного пользования сотрудников". Согласно договору аренды земельного участка от 2 августа 1994 года NМ-10-000855, с учетом дополнительных соглашений к нему от 17 ноября 1997 года и от 6 февраля 2007 года, указанный земельный участок предоставлен административному истцу в долгосрочное пользование на условиях аренды для целей эксплуатации существующих административного здания, складских помещений, железобетонного гаража для служебного автотранспорта, металлических сборно-разборных гаражей для личного пользования сотрудников. На данном земельном участке расположены: трехэтажное блочное административно-производственное здание телемеханического центра, железобетонное здание гаража для 10-ти автомашин, 13 одноэтажных металлических сборно-разборных гаражей для сотрудников и 6 металлических бытовок.
Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.4. "магазины" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- к коду вида разрешенного использования 4.9 "обслуживание автотранспорта" отнесено: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1;
- к коду вида разрешенного использования 6.0 "производственная деятельность" отнесено: размещение объектов капитального ст роительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом;
- к коду вида разрешенного использования 6.9 "склады" отнесено: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
В соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из приведенных норм права следует, что установленный в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:10:0002007:41 вид разрешенного использования: "эксплуатации существующих административного здания, складских помещений, железобетонного гаража для служебного автотранспорта, металлических сборно-разборных гаражей для личного пользования сотрудников", действует, как на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, так и на момент рассмотрения дела судом. При этом установленный вид разрешенного использования земельного участка не подпадает под код вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6. "общественное питание".
Необходимо отметить, что ссылки Правительства Москвы на Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" являются несостоятельными, поскольку данный нормативный правовой акт признан утратившим силу с 31 октября 2017 года на основании ПриказаМинэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470. Следовательно, на момент принятия оспариваемого пункта 22238 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, положения данного нормативного правого акта не действовали.
При этом суд учитывает, что по сведениям технического паспорта, условиям договора аренды земельного участка и сведениям публичной кадастровой карты, спорное блочное трехэтажное нежилое здание общей площадью 2960,2 кв.м. с кадастровым номером 77:10:0002007:1016 построено в 1984 году по индивидуальному проекту и изначально находилось во владении акционерного общества энергетики и электрофикации "Мосэнерго", в нем располагался телемеханический центр, предназначенный для обслуживания электросетевого хозяйства города Зеленограда, поскольку на соседнем земельном участке расположена распределительная подстанция электрических сетей ЭРА, где размещены трансформаторы электрических сетей.
Необходимо отметить, что по сведениям технического паспорта все нежилые помещения спорного здания общей площадью 2960,2 кв.м. с кадастровым номером 77:10:0002007:1016 имеют техническое назначение -"ПРОЧИЕ". Характеристики помещений технического этажа: "техническое помещение", "венткамера", "коридор". Характеристики помещений 1 этажа: "тамбур", "вестибюль", "подсобное помещение", "электрощитовая", "умывальня", "душевая" "технический шкаф", "помещение для сотрудников", "комната приема пищи", "склад". Характеристики помещений 2 этажа: "кабинет", "библиотека", "приемная", "тамбур", "шкаф технический", "коридор", "санузел", "прочие", всего площадь нежилых помещений по 2 этажу 779,1 кв.м. Характеристики помещений 3 этажа: "кабинет", "помещение для сотрудников", "диспетчерская", "комната приема пищи", "аппаратная", "зал машин", "тамбур", "шкаф технический", "коридор", "санузел", "прочие", всего площадь нежилых помещений по 3 этажу 784,4 кв.м. Характеристика чердачных надстроек: "технические помещения", "лестничная клетка", "коридор" (л.д.20-29 том 1).
Также судом установлено, что на момент обследования здания Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы от 7 ноября 2014 г, принятия оспариваемого в части нормативного правового акта и на момент рассмотрения дела судом, в спорном нежилом здании располагается подразделение Московских кабельных сетей - филиала Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания": Управление кабельных сетей города Зеленограда, а также иные службы филиала. Указанное подтверждается пунктом 26 Перечня подразделений филиалов Московских кабельных сетей, являющегося приложением к Положению о Московских кабельных сетях, а также актами Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 7 ноября 2014 г. N9103092, от 4 июля 2018 года N9100243/ОФИ, согласно которым в спорном здании расположено Управление кабельных сетей города Зеленограда, сторонних организаций (арендаторов нежилых помещений) в здании нет. На фотографиях фототаблиц, приложенных к актам обследования, изображены: вывески на фасаде здания - "Управление кабельных сетей города Зеленограда", "Зеленоградское отделение по реализации услуг Московского управления энергоучета филиал "Энергоучет" ОАО "МОЭСК"; фотографии помещений с табличками - "щитовая", "заведующий хозяйством", "техники по надзору за ТКД", "тренажерный зал"; фотографии помещений: "раздевалок", "учебного класса", "комната приема пищи", "актовый зал", "комната отдыха", "комната приема документов", "помещения экономиста, мастеров, инженеров участка" и пр.
В соответствии с положением о Ремонтно-эксплуатационном районе электрических сетей, утвержденным приказом директора Московских кабельных сетей - филиала Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" от 19 ноября 2015 г, основной задачей района является организация обеспечения, с помощью мобильных бригад, бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей, для чего район осуществляет: ремонт, эксплуатацию и оперативное обслуживание электросетей, энергетического оборудования КЛ, ВЛ, РП, ТП и кабельных сооружений, находящихся в границах закрепленной территории; оперативно-диспетчерское обслуживание электросетей и восстановление энергетического оборудования и пр.
Согласно инструкции о пропусковом и внутриобъектовом режимах в административных зданиях и объектах филиала Московских кабельных сетей, утвержденной приказом директора Московских кабельных сетей - филиала Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" от 14 января 2014 г. N20, в нежилом здании установлен и действует внутриобъектовый и пропускной режим.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание является объектом электросетевого хозяйства, которое по своему назначению не относится к объектам торговли, общественного питания, бытового обслуживания, не может использоваться и фактически не используется в качестве здания административно-коммерческого назначения.
Действительно, по заключениям инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы в актах о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 7 ноября 2014 г. N9103092, от 4 июля 2018 года N9100243/ОФИ указывается о фактическом использовании нежилых помещений в здании для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Однако указанные заключения противоречат приведенным в актах обследования сведениям технической документации нежилого здания и сведениям фактического обследования нежилых помещений в здании, фотографиям фототаблиц, приложенных к актам обследования.
Акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 7 ноября 2014 года N9103092 составлен сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости города Москвы без фактического обследования нежилых помещений в здании. В акте не приведены выявленные признаки размещения в здании офисных помещений, объектов торговли и бытового обслуживания. Напротив, из приложенных к акту обследования техдокументации и фотографий усматривается, что все помещения в здании используются электросетевой организацией по прямому назначению, на фасаде здания вывесок сторонних организаций нет, кондиционеры отсутствуют.
Акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 4 июля 2018 года N9100243/ОФИ составлен сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости города Москвы с допуском во все помещения здания. Однако сотрудники Государственной инспекции по недвижимости города Москвы использовали сведения технической документации здания и отнесли к "офисам" все нежилые помещения на втором этаже здания площадью 779,1 кв.м. и часть нежилых помещений на третьем этаже здания площадью 186,4 кв.м. При этом в акте не приведены выявленные признаки размещения в данных нежилых помещений офисов, объектов торговли и бытового обслуживания. Как, указывалось выше, по сведениям технической документации все эти помещения имеют техническое назначение - "ПРОЧИЕ". Характеристики этих помещений: "кабинет", "библиотека", "приемная", "тамбур", "шкаф технический", "коридор", "санузел", "прочие", "помещение для сотрудников", "диспетчерская", "комната приема пищи", "аппаратная", сами по себе, не свидетельствуют о возможности размещения в них офисов, объектов торговли, бытового обслуживания. Фактически в данных нежилых помещениях располагаются сотрудники Управления кабельных сетей города Зеленограда: руководитель управления, главный инженер, мастера участков, экономист, архив, актовый зал и пр, что наглядно подтверждается фототаблицей, приложенной к акту обследования, а также сведениями административного истца (л.д.211-212 том 1).
При таких обстоятельствах приведенные в актах о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 7 ноября 2014 г. N9103092, от 4 июля 2018 года N9100243/ОФИ заключения инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании нежилых помещений в здании для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям пунктов 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП. Вследствие этого и на основании части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы, приведенные в актах о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 7 ноября 2014 г. N9103092, от 4 июля 2018 года N9100243/ОФИ, не являются надлежащим доказательством подтверждения фактического использования нежилых помещений в зданий в юридически значимый период.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилом здании и его помещениях офисов на момент проведения Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания и на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суду не предоставлено. Тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание по своим техническим характеристикам не относится к объектам торговли, общественного питания, бытового обслуживания и в юридически значимый период не использовалось в качестве здания административно-коммерческого назначения. При этом вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не свидетельствует о возможности размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С учетом изложенного, на момент внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и утверждения оспариваемого пункта 22238 п риложения 1, спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:10:0002007:1016 по адресу: г.Москва, Зеленоград, Солнечная аллея, дом 1, строение 5, не подпадало под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
При таких обстоятельствах оспариваемый пункт 22238 п риложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующим пункта 22238 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в том числе включен оспариваемый пункт 22238 в п риложение 1, вступает в силу с 1 января 2018 года. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующим пункт 22238 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания".
Признать недействующим пункт 22238 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.