Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3397/18 по административному исковому заявлению ООО "Инновации в образовании" о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29.11.2017 г. N 51-29140/2017, обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принять и рассмотреть заявление ООО "Инновации в образовании" от 24.11.2017 г. N 154344/2017,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инновации в образовании" обратилось с административным иском в Московский городской суд, в котором просит признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29.11.2017 г. N 51-29140/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "Инновации в образовании" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3815, общей площадью 5 898,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, обязать Комиссию по рассмотрению споров принять и рассмотреть заявление ООО "Инновации в образовании" от 24.11.2017 г. N 154344/2017.
Требования мотивированы тем, что ООО "Инновации в образовании" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3815, общей площадью 5 898,7 кв.м, расположенного по адресу: ***.
Истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29.11.2017 г. N 51-29140/2017 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения. Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление.
В судебном заседании представитель административного истца Ермолова А.А, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, а также представитель Правительства Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Инновации в образовании" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0003017:3815 общей площадью 5 898,7 кв.м, расположенное по адресу: ***. Административный истец является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец является собственником нежилого помещения, оплачивает налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью нежилого помещения, и он вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного нежилого помещения в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" установлена кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 786 322 251,37 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
Административный истец не согласился с указанной кадастровой стоимостью и 24 ноября 2017 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года с приложением всех необходимых документов.
Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29.11.2017 г. N 51-29140/2017 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения.
Указанный отказ мотивирован тем, что доверенность не содержит полномочий подавать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Уведомление комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29.11.2017 года N 51-29140/2017 получено административным истцом только 13 апреля 2018 года по почте, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. В суд с настоящим административным исковым заявлением истец обратился 30 мая 2018 г, то есть в пределах трехмесячного процессуального срока со дня, когда обществу стало известно о принятом комиссией решении.
П роверяя законность указанного отказа комиссии в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 01 января 2016 года, оформленного в виде уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москв е от 29.11.2017 г. N 51-29140/2017, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся на основании недостоверности указанных сведений; отчёт, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 года N263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо).
В соответствии с вышеуказанным пунктом Порядка к заявлению помимо приложений, перечисленных в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, дополнительно прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт, о соответствии отчёта об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с пунктом 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
В соответствии с пунктом 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чём секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Таким образом, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и Порядком установлен закрытый перечень оснований для отказа в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит специальных требований ни к форме доверенности, ни к выдаче представителю доверенности со специальными полномочиями на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Согласно пункту 1 Порядка комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создаётся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно части 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
В силу пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Доверенность от 02 сентября 2016 года, копия которой представлена в материалы дела, и выданная подавшему заявление о пересмотре кадастровой стоимости лицу, указанным требованиям соответствует.
На основании данной доверенности представитель ООО "Инновации в образовании" Царева А.А. уполномочена представлять интересы общества и участвовать в рассмотрении споров комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, а также подавать, подписывать и получать заявления, ходатайства и иные необходимые документы в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Доказательства того, что к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения была приложена какая-то другая доверенность, административными ответчиками в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд полагает ошибочными выводы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, изложенные в уведомлении 29.11.2017 г. N 51-29140/2017, о том, что доверенность представителя Царевой А.А, которой подписано заявление, не содержит полномочий подавать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
На основании изложенного, отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 01 января 2016 года, оформленный в виде уведомления секретаря комиссии от 29.11.2017 г. N 51-29140/2017, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 года N263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, с уд, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на к омиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу поданное 24.11.2017 года заявление ООО "Инновации в образовании" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения по состоянию на 01 января 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Инновации в образовании" удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 29.11.2017 г. N 51-29140/2017 в принятии к рассмотрению заявления ООО "Инновации в образовании" о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3815 общей площадью 5 898,7 кв.м, расположенного по адресу: ***.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "Инновации в образовании" от 24.11.2017 года о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 года нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3815 общей площадью 5 898,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.