Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Оглоблина А.Н. в защиту общества с ограниченной ответственностью "Бест Ювелир" на вступившие в законную силу постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 17 января 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 20 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Таганского районного суда города Москвы от 17 января 2018 года общество с ограниченной ответственностью "Бест Ювелир" (далее - ООО "Бест Ювелир", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 20 апреля 2018 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Бест Ювелир" Оглоблина А.Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "Бест Ювелир" Оглоблин А.Н, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их изменении, ссылается на то, что постановление вынесено судьёй районного суда за истечением срока давности привлечения Общества к административной ответственности по эпизодам непредставления в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, по договору поставки N *** от 23 марта 2016 года с ОАО "***", по договору поставки N *** от 07.03.2013 г..с ООО "***", по договору N *** от 11 июля 2013 года с ООО "***", по договору N *** от 17.06.2014 года (оплата за ювелирные изделия) с ИП ***, по договору N *** от 13.09.2010 г..с ИП ***; у ООО "Бест Ювелир", не являющейся кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, не было обязанности по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.07.2017 г..N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; вопреки выводам судебных инстанций, главный бухгалтер *** соответствует квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, поскольку имеет высшее экономическое образование и, также как и генеральный директор Крупин В.В, прошла целевой инструктаж; перечни сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждены приказами генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. от 09 января 2017 года и 03 июля 2017 года, также в Организации проводятся проверки по выполнению правил внутреннего контроля, требований действующего законодательства; ОАО "***" не предоставило
сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность, своих бенефициарных владельцев (акционерах), самостоятельно ООО "Бест Ювелир" не имело возможности получить данные сведения и указать их в анкетах бенефициарных владельцев этого клиента; судебными инстанциями необоснованно не применены положения ст. 4.1.1 КоАП РФ: наказание в виде административного штрафа не заменено на предупреждение; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела; по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны толковаться в пользу Общества.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
По ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ административная ответственность наступает за н еисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает её, а по своему характеру данная операция относится к операции по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667).
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение N 203), руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
На основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 492) к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупнённой группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьёй районного суда, с 23 октября 2017 года по 21 ноября 2017 года Государственной инспекцией пробирного надзора по городу Москве и Московской области федерального казённого учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - Госинспекция) проведена проверка в отношении ООО "Бест Ювелир" по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, корп. 4, в ходе которой установлено неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а именно:
- в нарушение пункта 1.1. Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 года N 667, Правила внутреннего контроля ООО "Бест Ювелир" не приведены организацией в соответствие с требованиями нормативно - правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: в правилах не учтены изменения, внесённые Федеральным законом от 29.07.2017 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1.3 статьи 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма";
- в нарушение подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2014 года N 492 главный бухгалтер *** не соответствует квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документ о высшем профессиональном образовании *** в ходе поверки не представлен;
- в нарушение п. 2 Положения N 203, в ООО "Бест Ювелир" отсутствует утверждённый руководителем перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
- в нарушение п. 10 Положения N 203, обучение в форме целевого инструктажа руководитель организации и специальное должностное лицо не проходили, документов, подтверждающих прохождение целевого инструктажа, не представлено;
- в нарушение п. 32 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года N 667, в ООО "Бест Ювелир" не проводятся внутренние проверки выполнения в организации правил внутреннего контроля (не реже одного раза в полугодие), требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
- в нарушение п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ в ООО "Бест Ювелир", осуществляющим розничную торговлю ювелирными изделиями через интернет-магазин, идентификация клиента (физического лица) не исполняется в соответствии с требованиями, а именно в анкетах клиента не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность, таким образом, клиента организации идентифицировать невозможно;
- в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ ООО "Бест Ювелир" направляло в Росфинмониторинг сведения по факту получения денежных средств по купле-продаже ювелирных изделий в рамках договоров (сделок) в нарушение сроков на три рабочих дня, в рамках договора поставки N *** от 24.09.2010 г. за оплату ювелирных изделий, заключённого с ООО ТПК " *** ", на основании п/п N *** от 31.08.2017 года на сумму *** рублей (данные операции подлежат обязательному контролю и сведения должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее 05 сентября 2017 года включительно), сообщение N *** направлено 08.09.2017 года;
- в нарушение подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ, ООО "Бест Ювелир" не зафиксировало и не представило информацию в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по следующим операциям, подлежащим обязательному контролю:
1. по договору поставки N *** от 23.03.2016 г. с ООО "***", ИНН *** (платежное поручение (п/п) N *** от 28.12.2016 года на сумму 1 150 000 руб.);
2. по договору поставки N *** от 09.08.2016 года с ООО " *** ", ИНН *** (п/п N *** от 14.07.2017 года на сумму 268700 руб, N 1191 от 26.07.2017 года на сумму 84000 руб. и N *** от 11.08.2017 года на сумму 439 847 руб. - общая сумма 792 547 руб.);
3. по договору поставки N *** от 07.03.2013 г. с ООО "***", ИНН *** (п/п N *** от 09.12.2016 года на сумму 200 000 руб. и п/п N *** от 09.01.2017 года на сумму 500 000 руб. - общая сумма 700 000 руб.);
4. по договору N *** от 26.11.2015 г. с ООО " *** ", ИНН *** (п\п N *** от 16.01.2017 года на сумму 586 788 руб, п/п N *** от 18.01.2017 года на сумму 517 326 руб. - общая сумма 1 104 114 руб.; п/п N *** от 26.01.2017 года на сумму 484 200 руб, N *** от 08.02.2017 года на сумму 65 607 руб, N *** от 13.04.2017 года на сумму 183 744 руб. - общая сумма 733 551 руб.);
5. по договору N *** от 28.01.2013 года с ООО " *** ", ИНН *** (п/п N *** от 17.03.2017 года на сумму 65 444 руб, п/п N *** от 21.03.2017 на сумму 96 000 руб, п/п N *** от 28.03.2017 года на сумму 97 000 руб, п\п N *** от 10.05.2017 года на сумму 90 000 руб, п/п N *** от 11.05.2017 года на сумму 93 200 руб, п/п N *** от 18.08.2017 года на сумму 50 000 руб, п\п N *** от 29.08.2017 года на сумму 84 564 руб, п/п N *** от 29.08.2017 г. на сумму 85 000 руб. - общая сумма 661 208 руб.);
6. по договору N *** от 20.09.2016 г. с ООО "***", ИНН *** (п/п N *** от 19.01.2017 года на сумму 342 000 руб, п/п N *** от 07.03.2017 года на сумму 346 000 руб. - общая сумма 706 000 руб.);
7. по договору поставки N *** от 24 сентября 2010 года с ТПК " *** ", ИНН *** (п/п *** от 17.03.2017 года на сумму 2 000 000 руб, п/п *** от 17.03.2017 года на сумму 700 000 руб.);
8. по договору N *** от 11.07.2013 года с ООО "***", ИНН *** (п/п N *** от 14.12.2016 года на сумму 500 000 руб, п/п N *** от 16.12.2016 года на сумму 472 447 руб. - общая сумма 972 447 руб.; п/п N *** от 23.05.2017 года на сумму 500 000 руб. и п/п N *** от 30.05.2017 года на сумму 313 587 руб. - общая сумма 813 587 руб.; п/п *** от 14.07.2017 года на сумму 265 493 руб. и п/п N *** от 31.07.2017 года на сумму 500 000 руб. - общая сумма 765 493 руб.);
9. по договору N *** от 15.12.2015 года с ООО " *** ", ИНН *** (п/п N 831 от 22.05.2017 г. на сумму 228 412 руб. (оплата за золотые ювелирные изделия), п/п N *** от 26.07.2017 года на сумму 71 965 руб. и п/п N *** от 04.08.2017 года на сумму 357 089 руб. - общая сумма 657 466 руб.);
10. по договору N *** от 14.12.2015 года с ООО " *** ", ИНН *** (п/п N *** от 13.12.2016 г. на сумму 240 721 руб, п/п N *** от 13.01.2017 года на сумму 155 175 руб, п/п N *** от 25.01.2017 года на сумму 485 060 руб. - общая сумма 880 956 руб.; по п/п N *** от 30.01.2017 на сумму 90 452 руб, п/п N *** от 31.01.2017 года на сумму 88 919 руб, п/п N *** от 03.02.2017 на сумму 290 523 руб, п/п N *** от 20.02.2017 года на сумму 196 420 руб. - общая сумма 666 314 руб.; по п/п N *** от 22.02.2017 года на сумму 198 211 руб, п/п N *** от 03.03.2017 года на сумму 404 823 руб. - общая сумма 603 034 руб.; по п/п N *** от 07.03.2017 года на сумму 258 975 руб, п/п N *** от 10.03.2017 года на сумму 200 632 руб, п/п *** от 07.04.2017 года на сумму 146 488 руб. - общая сумма 606 095 руб.;
11. по договору N *** от 17.06.2014 года (оплата за ювелирные изделия) с ИП ***, ИНН *** (п/п N *** от 16.11.2016 года на сумму 100 000 руб, п/п N *** от 21.11.2016 года на сумму 150 000 руб, п/п N *** от 24.11.2016 года на сумму 150 000 руб, п/п N *** от 25.11.2016 года на сумму 120 000 руб, п/п N *** от 28.11.2016 года на сумму 313 334 руб. - общая сумма 833 334 руб.; по п/п N *** от 08.12.2016 года на сумму 105 978 руб, п/п N *** от 15.12.2016 года на сумму 149 022 руб, п/п N *** от 22.12.2016 года на сумму 166 000 руб, п/п N *** от 26.12.2016 года на сумму 204 705 руб. - общая сумма 625 705 руб.);
12. по договору N *** от 21.05.2012 г. с ИП ***, ИНН *** (п\п N *** от 14.12.2016 года на сумму 123 832 руб, п/п N *** от 26.12.2016 года на сумму 100 000 руб, п/п *** от 10.03.2017 на сумму 300 000 руб, п/п *** от 21.04.17 на сумму 100 000 руб, п/п *** от 11.05.17 на сумму 75 000 руб.);
13. по договору N *** от 13.09.2010 г. с ИП ***, ИНН *** (п\п N *** от 20.12.2016 года на сумму 400 000 руб. (оплатила ИП ***, ИНН *** в счёт договора N ***) и п\п N *** 1 от 27.12.2016 года на сумму 400 000 руб. (оплатила ИП ***, ИНН *** в счёт договора N ***) - общая сумма 800 000 руб.;
14. по договору N *** от 22.01.2016 г. с ИП ***, ИНН *** (п/п N *** от 27.12.2016 года на сумму 500 000 руб, п/п N *** от 13.01.2017 года на сумму 400 000 руб. - общая сумма 900 000 руб.; по п/п N *** от 31.07.2017 года на сумму 204 590 руб, п/п N *** от 14.08.2017 года на сумму 100 000 руб, п/п N *** от 25.09.2017 года на сумму 160 000 руб, п/п N *** от 25.09.2017 года на сумму 100 000 руб.).
Указанные действия (бездействие) ООО "Бест Ювелир" квалифицированы по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Бест Ювелир" административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо административного правонарушения; распоряжением от 19 октября 2017 года N *** о проведении проверки; актом проверки от 21 ноября 2017 года; свидетельством о постановке на специальный учёт от 03 сентября 2013 года; картой постановки на специальный учёт Государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты; свидетельством о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе, свидетельством о государственной регистрации юридического лица; уведомлением для юридических лиц; приказами ООО "Бест Ювелир" от 09 августа 2007 года N ***, от 14 мая 2008 года N *** ; уставом ООО "Бест Ювелир"; письмом Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области от 31 октября 2017 года N ***, адресованным руководителю Росфинмониторинга; отчетом о ФЭС об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю; актом проверки наличия среди клиентов организации и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; договором поставки N *** от 22 января 2016 года, заключённым между ООО "Бест Ювелир" и ИП *** ; товарными накладными; платёжными поручениями; заявлением генерального директора ООО " *** " от 21 июня 2017 года; договорами поставки N *** от 26 ноября 2015 года, 24 мая 2016 года, 25 мая 2017 года, N *** от 12 января 2017 года, N *** от 13 января 2017 года, N *** от 24 января 2017 года, N *** от 28 марта 2017 года, N *** от 29 мая 2017 года, N *** от 04 октября 2017 года, N *** от 27 октября 2017 года, заключёнными между ООО "Бест Ювелир" и ООО " *** "; выписками операций по лицевым счетам ООО "Бест Ювелир", а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Бест Ювелир" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что у ООО "Бест Ювелир", не являющейся кредитной организацией и некредитной финансовой организацией, отсутствовала обязанность по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", не влечёт отмену состоявшихся по делу судебных актов.
В силу ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Бест Ювелир" состоит на специальном учёте в Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области и осуществляет следующие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии со свидетельством о постановке на специальный учёт от 03 сентября 2013 года N *** :
- оптовая торговля ювелирными изделиями (ОКВЭД 51.47.34);
- приобретение драгоценных металлов и передача их на специализированные предприятия для изготовления ювелирных изделий с последующей реализацией (ОКВЭД 36.22.5);
- розничная торговля ювелирными изделиями (розничная торговля ювелирными изделиями, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля) (ОКВЭД 52.48.22);
- оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (ОКВЭД 51.52.23).
Таким образом, ООО "Бест Ювелир", как юридическое лицо, которое совершает сделки с ювелирными изделиями, обязано соблюдать требования, установленные нормативно-правовыми актами по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в том числе выполнять обязанность, установленную п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, по приведению организацией, указанной в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, независимо от её организационно-правовой формы и вида деятельности, правил внутреннего контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов.
Равным образом довод заявителя о том, что постановление вынесено судьёй районного суда за истечением срока давности привлечения Общества к административной ответственности по эпизодам непредставления в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, по договору поставки N *** от 23 марта 2016 года с ОАО "***", по договору поставки N *** от 07.03.2013 г. с ООО "***", по договору N *** от 11.07.2013 года с ООО "***", по договору N *** от 17.06.2014 года (оплата за ювелирные изделия) с ИП ***, по договору N *** от 13.09.2010 г. с ИП ***, не влечёт удовлетворение жалобы.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, выражается в н еисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Таким образом, вменённое ООО "Бест Ювелир" административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, связанное с нарушением требований и обязанностей, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, которое повлекло неблагоприятные последствия в виде непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что противоправное деяние, совершённое ООО "Бест Ювелир", выявлено должностными лицами Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области в ходе проверочных мероприятий, проведённых на основании распоряжения ВРИО начальника Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области N 92 от 19 октября 2017 года, в период с 23 октября 2017 года по 21 ноября 2017 года.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
На основании изложенного, судья районного суда вынес постановление о привлечении ООО "Бест Ювелир" к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ 17 января 2018 года в пределах срока давности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что *** и Крупин В.В. соответствуют квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, также в Обществе имелись перечни сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённые приказами генерального директора ООО "Бест Ювелир" Крупина В.В. от 09 января 2017 года и 03 июля 2017 года, в ООО "Бест Ювелир" проводились внутренние проверки выполнения и организации правил внутреннего контроля и требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, являются несостоятельными, поскольку в ходе проведения проверки в период с 23 октября 2017 года по 21 ноября 2017 года соответствующие документы Обществом представлены не были, несмотря на указание на необходимость их предоставления в распоряжении о проведении проверки от 19 октября 2017 года N 92, копия которого получена главным бухгалтером Общества *** 23 октября 2017 года. Кроме того, генеральный директор Крупин В.В, ознакомленный с содержанием акта проверки от 21 ноября 2017 года и осведомлённый о выявленных нарушениях, не представил соответствующие документы 01 декабря 2017 года при составлении должностным лицом Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ОАО "***" не предоставило сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность, своих бенефициарных владельцев (акционерах), самостоятельно ООО "Бест Ювелир" не имело возможности получить данные сведения и указать их в анкетах бенефициарных владельцев этого клиента, не может быть принят во внимание.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Бест Ювелир" осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями через интернет-магазин. В ходе проверки представлены анкеты физических лиц в количестве 25 штук, в которых отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность, что свидетельствует о невозможности идентификации клиента организации - физического лица.
Вопреки утверждению заявителя, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, также не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, 01 августа 2016 года Общество было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем в силу ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путём создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Таким образом, невыполнение Обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ создаёт потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "Бест Ювелир" административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также безопасности государства.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Обществом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Факт принадлежности ООО "Бест Ювелир" к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение обжалуемых судебных актов, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
ООО "Бест Ювелир" назначен штраф, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судьи районного суда и Московского городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "Бест Ювелир", не усматривается.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Бест Ювелир" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 17 января 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 20 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бест Ювелир" оставить без изменения, жалобу защитника Оглоблина А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.