Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Карпенко Д.В. в защиту Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московские ярмарки" на вступившие в законную силу постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 21 августа 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 18 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ
:
постановлением судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 21 августа государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московские ярмарки" (далее - ГБУ "Московские ярмарки", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000,00 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 18 декабря 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Учреждения Карпенко Д.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Учреждения Карпенко Д.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что иностранный гражданин к осуществлению трудовой деятельности ГБУ "Московские ярмарки" не привлекался; судебными инстанциями не учтено то обстоятельство, что Учреждение лишь обеспечивает проведение мероприятий по организации ярмарок выходного дня и региональных ярмарок в городе Москве; ГБУ "Московские ярмарки" работы по монтажу-демонтажу сборных каркасно-тентовых конструкций, собственником которых является ГУП "***", не проводило; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ч.1 ст.18.15 КоАП РФ административная ответственность наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Частью 1 Примечания к ст.18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ( далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
Согласно ст.2 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с п.4 ст.13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу положений п.1 ст.13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что 03 октября 2016 года в 15 часов 00 минут в ходе проведения проверки, проводимой сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве, по адресу: ***, был выявлен факт привлечения ГБУ "Московские ярмарки" к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан *** А.К, который на момент проведения проверки осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего по вышеуказанному адресу при отсутствии у него разрешения на работу либо патента на осуществление трудовой деятельности на территории города Москвы.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки от 03.10.2016 N58; протоколом осмотра территории с фототаблицей; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации; рапортом старшего инспектора ОМК ОВМ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве ; сообщением первого заместителя главы Управы района Крылатское г. Москвы от 18.10.2016г.; протоколом об административном правонарушении от 03.10.2016, составленным в отношении *** А.К. по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ; письменными объяснениями *** А.К.; копией паспорта иностранного гражданина; информацией из АС ЦБДУИГ; копией постановления судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 04.10.2016 о привлечении *** А.К. к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГБУ "Московские ярмарки"; распоряжением Правительства Москвы N758-РП от 23 декабря 2015 года ; иными материалами дела.
Действия ГБУ "Московские ярмарки" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что Учреждение не является субъектом административного правонарушения, так как монтажные работы по адресу проведения ярмарки велись иностранными гражданами, привлеченными иной подрядной организацией, проверялся судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда при рассмотрении дела и жалобы и правильно был признан несостоятельным, поскольку он опровергается приведёнными выше доказательствами.
Так, согласно распоряжению Мэра Москвы от 23 декабря 2015 г. N 758-РП основной целью деятельности ГБУ "Московские ярмарки" является координация проведения и обеспечение мероприятий по организации ярмарок выходного дня, региональных ярмарок, а также городских фестивальных мероприятий в городе Москве (л.д. 42).
Из сообщения первого заместителя главы Управы района Крылатское г. Москвы следует, что организатором ярмарок выходного дня по адресу: г***является ГБУ "Московские ярмарки" (л.д. 15).
В соответствии с протоколом осмотра территории и фототаблицей на момент проведения проверки гражданином Республики Узбекистан ***А.К. осуществлялся демонтаж металлоконструкций торговых рядов "Ярмарки выходного дня" по адресу: *** (л.д. 6-7, 8, 10).
В своих письменных объяснениях от 03.10.2016 ***А.К. пояснил, что он работает в компании, которая занимается организацией ярмарок выходного дня по адресу: ***без патента на работу (л.д. 20).
При составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, в котором указано, что ***А.К. осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего в ГБУ "Московские ярмарки" без патента на работу, он признал факт совершения административного правонарушения, собственноручно указал, что с протоколом он согласен, удостоверив этот факт своей подписью (л.д. 18).
На основании постановления судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 04.10.2016 ***А.К, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, за работу без патента именно в ГБУ "Московские ярмарки" (л.д. 28).
При этом вопреки утверждению защитника, факт нахождения тентовых конструкций, используемых для организации проведения ярмарки выходного дня, на праве собственности у ГУП "***" не свидетельствует об отсутствии в действиях ГБУ "Московские ярмарки" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку использование данных конструкций для проведения ярмарки выходного дня ГБУ "Московские ярмарки" подтверждается материалами дела.
Несостоятельна также ссылка защитника на договор N12Д/17БП безвозмездного пользования (ссуды) движимого имущества от 07 апреля 2017 года, протоколы заседания межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 14 февраля 2017 года, письмо заместителя начальника Управления имуществом органов власти и государственных учреждений Департамента городского имущества города Москвы, поскольку указанные документы не относятся к периоду времени выявления административного правонарушения, имевшего место в 2016 году.
Более того, Учреждением не представлено каких-либо объективных доказательств заключения договоров подряда с иными организациями, которые, по мнению защитника ГБУ "Московские ярмарки", привлекли к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что гражданин Республики Узбекистан *** А.К. был привлечен к трудовой деятельности ГБУ "Московские ярмарки", действия которого правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у ГБУ "Московские ярмарки" имелась возможность для соблюдения требований миграционного законодательства, за нарушение которых ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Именно ГБУ "Московские ярмарки" как лицо, обеспечивающее организацию и проведение ярмарки выходного дня несёт ответственность за соблюдение норм миграционного законодательства Российской Федерации. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", заявителем не представлено.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Учреждения на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и виновности Учреждения в его совершении.
Мотивы, по которым в основу постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда при рассмотрении жалоб, поданных по делу, положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых актах.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ГБУ "Московские ярмарки", не усматривается.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000,00 рублей назначено ГБУ "Московские ярмарки" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения ГБУ "Московские ярмарки" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 21 августа 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 18 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московские ярмарки" оставить без изменения, жалобу защитника Карпенко Д.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.