Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "РЭМ" по доверенности Новиковой Л.А. на постановление заместителя начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N ***\01 от ***года, на решение судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 19 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, в отношении ГУП г.Москвы "РЭМ" (с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ"),
установил:
постановлением заместителя начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N ***\01 от ***года ГУП г.Москвы "РЭМ" (с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник общества подал на него жалобу в Гагаринский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 19 июня 2018 года приведенное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд сторона защиты обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; обществом предприняты все зависящие от него меры, связанные с очисткой кровли здания от снега и наледи, в том числе, ***года заключен соответствующий договор с ИП *** О.В, имеющего специалистов-альпинистов для очистки кровли от снега и сосулек.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО "РЭМ", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, обеспечил явку защитника по доверенности Новиковой Л.А, в полном объеме поддержавшей указанные доводы жалобы, просившей их удовлетворить.
Представитель ОАТИ г.Москвы по доверенности Мотрунич А.И. возражал против удовлетворения доводов указанной жалобы, ссылаясь на то, что в ходе осуществления визуального наблюдения с использованием системы видеонаблюдения за соблюдением требований Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве ***года им было выявлено наличие на крыше здания, собственником которого является город Москва, расположенного по адресу: г.Москва, ***, стр.1, снега и льда, наличие снежных образований в виде сосулек и свесов на кровле здания, отсутствие ограждений опасных мест, что создавало прямую угрозу жизни и здоровью граждан, ответственность за очистку которых лежит на Государственном унитарном предприятии города Москвы "РЭМ", с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ", в хозяйственном ведении которого находится данное здание.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поданной жалобы, заслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для отмены или изменения не имеется ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.12 Закона г.Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях", по которой вынесены указанные выше акты, предусмотрена за непринятие законными владельцами зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением особых объектов нежилого фонда города Москвы, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу п. 10.1, п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, ю ридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений; в зимнее время собственниками, балансодержателями (арендаторами) зданий должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек.
Пунктом 1.5 тех же Правил, государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет, в том числе, Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 09.38 час. ***года в ходе систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в г.Москве главным инспектором ОАТИ г.Москвы выявлено, что по адресу: г.Москва, ***, стр.1, ГУП г.Москвы "РЭМ", в нарушение требований п.10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, своевременно не приняло мер по очистке крыши от снега и льда, допустило наличие снежных образований в виде сосулек и свесов на кровле здания, отсутствие ограждений опасных мест, создав тем самым опасные для жизни и здоровья людей условия, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы.
Факт совершения ГУП г..Москвы "РЭМ" (с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ") указанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением заместителя начальника Технической инспекции ОАТИ г..Москвы от *** года о проведении контроля за исполнением обязательных требований в области внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории ЦАО города Москва; рапортом главного инспектора Технической инспекции ОАТИ г..Москвы, согласно которому ***года по адресу: г..Москва, ***, стр.1, выявлено, что ГУП г..Москвы "РЭМ" своевременно не приняло мер по очистке кровли здания от снега и льда, допустило наличие снежных образований в виде сосулек и свесов, отсутствие ограждений опасных мест, создав тем самым опасные для жизни и здоровья людей условия; фотоматериалом, полученным в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым зафиксирован факт скопления на кровле здания по адресу: г..Москва, ***, стр.1, снежных образований в виде сосулек и свесов, отсутствие ограждений опасных мест ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ГУП г..Москвы "РЭМ", с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ"; в ыпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой усматривается, что собственником здания по вышеприведенному адресу является г..Москва, в хозяйственном ведении оно находится у Государственного унитарного предприятия города Москвы "РЭМ"; протоколом об административном правонарушении от ***года в отношении ГУП г..Москвы "РЭМ", в котором подробно изложено существо правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.12 КоАП г..Москвы, указаны пункты Правил, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, о месте и времени составления протокола общество заблаговременно извещено,
протокол составлен в присутствии защитника по доверенности Кончагина А.В, с которым он ознакомлен, копию его для сведения получил, и которому права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи, протокол содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, а также подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства составлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в ЦАО г.Москвы в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
В соответствии с п. 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, эти Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Нарушение п. 10.13 Правил влечет ответственность по ч.1 или ч. 2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, в зависимости от субъекта правонарушения.
Установив, что собственником здания по адресу: г.Москва, ***, стр.1, на момент выявления административного правонарушения являлась г.Москва, на праве хозяйственного ведения оно находилось у Государственного унитарного предприятия г.Москвы "РЭМ" (с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ"), которое своевременно не приняло меры по очистке крыши от снега и льда, допустило наличие снежных образований в виде сосулек и свесов на кровле здания, отсутствие ограждений опасных мест, что является нарушением п.10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, его действия правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.12 КоАП г.Москвы, предусматривающей ответственность законных владельцев зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылки в жалобе на наличие договора с ИП *** О.В. на очистку кровли и карнизов зданий от снега, наледи и сосулек от ***года, на заявку N*** на оказание таких услуг ***года, в том числе, по вышеназванному адресу, не могут повлечь отмену оспариваемых актов, поскольку материалы дела, включая пояснения защитника ГУП при составлении протокола об административном правонарушении, согласно которым, заявка на очистку кровли ***года в полном объеме была выполнена ***года, с очевидностью свидетельствуют о том, что по состоянию на ***года кровля и карнизы здания по вышеназванному адресу от снега и наледи очищены не были, что с очевидностью также усматривается из фотоматериала, полученного главным инспектором ОАТИ г.Москвы ***года.
При этом, ненадлежащее исполнение ИП *** О.В. своих обязательств по заключенному договору об очистке кровли от снега и наледи не опровергает факт выявленных должностным лицом ОАТИ г. Москвы нарушений ГУП г.Москвы "РЭМ" Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, и не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ни должностному лицу административного органа, ни суду первой инстанции не представлены доказательства того, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у организации имелась.
Постановление N ***\01 от ***года, которым ГУП г.Москвы "РЭМ" (с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы, в установленные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, нарушение которых вменяется заявителю, указан перечень добытых доказательств, вынесено в присутствии защитника общества по доверенности, копия его для сведения ему вручена и направлена в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, посредством почты, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП г.Москвы, должностными лицами ОАТИ г.Москвы соблюден, нормы материального права применен ы и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления, что нашло свое отражение в судебном постановлении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении.
Доводы жалобы заявителя не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает лишение права управления транспортными средствами на длительный срок.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.12 Закона г.Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях", с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, является минимальным, соразмерным содеянному и справедливым.
Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы о виде и размере назначенного заявителю наказания, не установлено.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, н арушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N ***\01 от ***года, решение судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 19 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.12 КоАП г.Москвы, в отношении ГУП г.Москвы "РЭМ" (с 25 апреля 2018 года - АО "РЭМ") оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Новиковой Л.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.