Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Стройтрансгаз" по доверенности *** И.В. на решение судьи Савеловского районного суда Москвы от 11 июля 2018 года, которым постановление по делу об административном правонарушении N *** заместителя начальника Сколковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве от 14.03.2018 по ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО "Стройтрансгаз" оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении 14.03.2018 заместителя Сколковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве АО "Стройтрансгаз" (***) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа *** руб, а именно за то, что *** в ***часов на территории инновационного центра "***" (***) в ходе проверки выявлено, что АО "Стройтрансгаз", являясь работодателем, в выданном направлении на предварительный медицинский осмотр при приеме на работу не учтены все вредные производственные факторы для водителя автомобиля (***) в нарушение пп.1 и 3 ст.34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Перечня вредных и (или) опасных производственных работ и факторов, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых и работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Защитник АО "Стройтрансгаз" обратился в суд с жалобой на постановление и 11 июля 2018 года судьей Савеловского районного суда Москвы вынесено указанное выше решение, об отмене которого просит защитник АО "Стройтрансгаз", указывая в жалобе на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель АО "Стройтрансгаз" не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не поступало, считаю возможным рассмотреть жалобу в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Защитники АО "Стройтрансгаз" по доверенности *** И.В, ***О.П. доводы жалобы в полном объеме поддержали.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве *** И.В. просила решение судьи и постановление должностного лица оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Изучив также доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы установлено, что *-** в ***часов по адресу: ****, в ходе проведения плановой выездной проверки, на основании распоряжения N *** от 25.01.2018, в отношении АО "Стройтрансгаз" административным органом были выявлены нарушения федерального санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в нарушение пп.1 и 3 ст.34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", прил.1 пп.1.2.1, 1.2.45.1, 4.1, 1.3.5. 1.2.37 Приказа N 302н от 12.04.2011 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых заботах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111) в выданном направлении на предварительный медицинский осмотр (при приеме на работу) работодателем АО "Стройтрансгаз" учтены не все вредные производственные факторы для водителя автомобиля, а именно: азот неорганические соединения (прил.1 п.1.2.1), метан, этан, пропан, парафины, этилен, пропилен, ацетилен, циклогексан (прил.1 п.1.2.45.1), тяжесть трудового процесса (прил.1 п.4.1), смеси углеводородов (прил.1 п.1.3.5), углерод оксид (прил.1 п.1.2.37).
Должностное лицо и судья районного суда пришли к правомерности квалификации действий Общества по ст.6.3 КоАП РФ и наличии в действиях АО "Стройтрансгаз" состава вмененного административного правонарушения, положив в основу принятых решений протокол об административном правонарушении и материалы проверки АО "Стройтрансгаз".
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя.
Административная ответственность по ст.6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективная сторона такого правонарушения выражается в действии, заключающемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в бездействии, то есть невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с п.1 и 3 ст.34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Судом апелляционной инстанции, исходя из материалов дела, установлено, что п ри организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров АО "Стройтрансгаз" руководствуется Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 302н от 12.04.2011.
В соответствии с п.7 Порядка предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного работодателем лицу, поступающему на работу.
В направлении, которое заполняется на основании утвержденного АО "Стройтрансгаз" списка контингентов указывается наименование должности (профессии) или вид работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
В связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ и N 426-ФЗ с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.
В 2016 году в АО "Стройтрансгаз" была проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, в том числе на рабочем месте водителя автомобиля.
По результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте водителя автомобиля условия труда относятся к классу 2 "допустимые", то есть данные условия труда не относятся к тяжелым работам и к работам с вредными и (или) опасными условиями труда, следовательно, основания для проведения медицинских осмотров в соответствии с Перечнем факторов отсутствуют.
В пункте 7 строки 040 карты специальной оценки условий труда *** от 21.12.2016 указано, что основанием проведения медицинских осмотров является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 12.04.2011 N 302н, прил.2, п.27.6.
Следовательно, основания указывать в выданном направлении на предварительный медицинский осмотр (при приеме на работу) работодателем АО "Стройтрансгаз" вредные производственные факторы для водителя автомобиля, а именно: азот неорганические соединения (прил.1 п.1.2.1), метан, этан, пропан, парафины, этилен, пропилен, ацетилен, циклогексан (прил.1 п.1.2.45.1), тяжесть трудового процесса (прил. 1 п. 4.1), смеси углеводородов (прил.1 п.1.3.5), углерод оксид (прил.1 п.1.2.37) отсутствуют.
АО "Стройтрансгаз" при направлении на предварительный медицинский осмотр водителей автомобилей в направлении в качестве основания указывает пункт 27 Перечня работ Приложения N 1 к Приказу N 302н.
Аналогичная правовая позиция изложена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 19.06.2015 N *** и Федеральной службой по труду и занятости от 27.08.2014.
С учетом изложенного, состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, в действиях АО "Стройтрансгаз" отсутствует, в связи с чем решение судьи Савеловского районного суда Москвы от 11 июля 2018 года и постановление по делу об административном правонарушении N *** заместителя начальника Сколковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве от 14.03.2018 по ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО "Стройтрансгаз" подлежат отмене.
Следует отметить, что выданное по итогам проверки АО "Стройтрансгаз" предписание от 28.02.2018 (пункты 1 и 2) об устранении нарушений пп.1 и 3 ст.34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", прил.1 пп.1.2.1, 1.2.45.1, 4.1, 1.3.5. 1.2.37 Приказа N 302н от 12.04.2011 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых заботах и на работах с вредными и (пли) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111), наличие которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, было признано незаконным и отменено решением Арбитражного суда Москвы по делу N *** от 11 июля 2018 года по тем же самым основаниям.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по рассматриваемому делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Савеловского районного суда Москвы от 11 июля 2018 года и постановление по делу об административном правонарушении N 44-00031 заместителя начальника Сколковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве от 14.03.2018 по ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО "Стройтрансгаз" отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.