Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФАУ МО РФ ЦСКА по доверенности Новицкой С.Г. на решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 02.08.2017, которым постановление N *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ Адащик О.Г. от 27.04.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ФАУ МО РФ ЦСКА, оставлено без изменения, жалоба защитника Новицкой С.Г. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ от 27.04.2017, оставленным без изменения решением судьи Головинского районного суда г. Москвы от 02.08.2017, ФАУ МО РФ ЦСКА признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФАУ МО РФ ЦСКА Новицкая С.Г. просит об отмене указанных административных актов и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях учреждения состава вмененного правонарушения.
Законный представитель ФАУ МО РФ ЦСКА надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, обеспечил явку защитника Бережнова А.В, который доводы жалобы полностью поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФАУ МО РФ ЦСКА Бережнова А.В, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемых административных актов.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена ответственностью за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 4, п. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность; в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В соответствии с п. 1 ст. 58 того же Закона, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Пунктом 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 30 Закона г. Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", в силу которой на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе, изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п.3.5 ч.3 Постановления Правительства Москвы от 05.12.2006 N 949-ПП "О природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево", на территории природно-исторического парка "Покровское-Стрешнево" запрещается любая деятельность, которая может принести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Покровское-Стрешнево", в т.ч. загрязнение почвы, замусоривание территории, захоронение бытовых отходов, устройство снегосвалок и т.д.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда при рассмотрении жалобы, в 04.12.2017 в 12 час. 10 мин. в ходе обследования земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево" квартал N 5, по адресному ориентиру: г. Москва, *** должностным лицом Департамента природопользования г.Москвы выявлен факт нарушения ФАУ МО РФ ЦСКА требований ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в г. Москве", п. 3.5 гл. 3 Постановления Правительства г. Москвы от 05.12.2006 N 949-ПП "О природно-историческом парке "Покровское-Стрешнево", что выразилось в ненадлежащем контроле со стороны Учреждения при организации уборки снега, подлежащего вывозу и организации снегосвалки на особо охраняемой природной территории. Действия ФАУ МО РФ ЦСКА квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Факт совершения ФАУ МО РФ ЦСКА вмененного правонарушения и вина учреждения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом обследования территории от 04.02.2017 с приложенными к нему фотоматериалом ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04.02.2017; протоколом об административном правонарушении N *** от 28.03.2017, составленным в отношении ФАУ МО РФ ЦСКА по ст. 8.39 КоАП РФ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ФАУ МО РФ ЦСКА; свидетельством о государственной регистрации права; письменными объяснениями *** А.В.; фотоматериалом; копиями: договора N *** об оказании услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию, технического задания; служебной запиской государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ *** Ю.А.; показаниями в суде первой инстанции свидетеля *** Ю.А.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ФАУ МО РФ ЦСКА правильно квалифицированы по ст.8.39 КоАП РФ, т.к. указанное учреждение, являясь юридическим лицом, на которое возложена обязанность по содержанию, охране, использованию и благоустройству территорий Учреждения, в т.ч. особо охраняемых природных территорий, допустило нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Выводы должностного лица административного органа и судьи о виновности ФАУ МО РФ ЦСКА в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, об отсутствии доказательств нарушения ФАУ МО РФ ЦСКА требований по охране особо охраняемых природных территорий, отклонены судом.
В силу положений ст.31 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", о храна особо охраняемых природных территорий осуществляется путем обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Лесного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования, а также настоящего Закона.
Охрана особо охраняемых природных территорий включает в т.ч. осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых природных территорий в состоянии, соответствующем их назначению;
В соответствии с п. 22 Постановления Правительства Москвы от 09.04.2002 N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (вместе с "Типовым положением о природных парках города Москвы", "Типовым положением о природно-исторических парках города Москвы", "Типовым положением о государственных природных заказниках города Москвы", "Положением о службе охраны особо охраняемой природной территории города Москвы"), на территориях природных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, противоречащая целям и задачам природных парков, в том числе: загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство снегосвалок;
В ходе рассмотрения дела установлено, что объективная сторона вмененного ФАУ МО РФ ЦСКА административного правонарушения выразилась в отсутствии содержания, охраны и благоустройства особо охраняемой природной территории, что выразилось в ненадлежащем контроле со стороны ФАУ МО РФ ЦСКА при организации уборки снега, подлежащего вывозу и организации снегосвалки на особо охраняемой природной территории.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ФАУ МО РФ ЦСКА приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательств, в том числе, ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особых охраняемых природных территориях в г. Москве".
Вместе с тем, учреждение не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево", и не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на основании ст. 8.39 КоАП РФ.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ФАУ МО РФ ЦСКА имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ФАУ МО РФ ЦСКА по ст. 8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Утверждения защиты о том, что навалы снега с внешней стороны забора ФАУ МО РФ ЦСКА сделаны иными лицами, голословны. Как видно из фотоматериала, складирование снега в навалы имеет место с внешней стороны забора в т.ч. рядом с въездом на территорию ФАУ МО РФ ЦСКА. Также судом исследовались представленные защитой договор N *** об оказании услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию, техническое задание, при этом суд отмечает, что данные документы не содержат в себе сведений о наличии между ФАУ МО РФ ЦСКА и ООО "Спецресурс" договорных отношений по вывозу снега в зимний период, что также не подтверждает доводов защиты об организации учреждением вывоза снега со своей территории.
Должностным лицом все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, выводы должностного лица мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ФАУ МО РФ ЦСКА в совершении административного правонарушения.
А дминистративное наказание должностным лицом административного органа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.39 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, объектом которого является соблюдение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения.
При этом, каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда,
РЕШИЛ:
Постановление N *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ от 27.04.2017, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 02.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФАУ МО РФ ЦСКА оставить без изменения, жалобу защитника ФАУ МО РФ ЦСКА Новицкой С.Г. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.