Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы генерального директора ОАО "ВНИПИнефть" Сергеева Д.А. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 01.02.2018 N ***, вынесенное в отношении ОАО "ВНИПИнефть" по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, на постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 01.02.2018 NN ***, вынесенные в отношении ОАО "ВНИПИнефть" ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и решения судьи Басманного районного суда г. Москвы от 24.05.2018, вынесенные по жалобам на указанные постановления,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве (далее - ГИТ в г. Москве) от 01.02.2018 N*** ОАО "ВНИПИнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 24.05.2018, названное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО "ВНИПИнефть" - без удовлетворения.
Постановлениями главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 01.02.2018 NN *** ОАО "ВНИПИнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120000 рублей по каждому постановлению.
Решениями судьи Басманного районного суда г. Москвы от 24.05.2018, названные постановления оставлены без изменения, жалоба ОАО "ВНИПИнефть" - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, законный представитель ОАО "ВНИПИнефть" Сергеев Д.А. ставит вопрос об отмене постановлений должностного лица и судебных решений, ссылаясь на отсутствие в действиях ОАО "ВНИПИнефть" состава вмененных правонарушений, неправильное определение должностным лицом и судом обстоятельств дела.
Определением от 16.08.2018 указанные жалобы объединены в одном производстве.
В судебном заседании Московского городского суда защитник ОАО "ВНИПИнефть" Дубков Д.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы административного производства, представленные ГИТ г. Москвы, выслушав защитника Дубкова Д.А, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Как усматривается из материалов дела, в период с 31.10.2017 по 28.11.2017 ГИТ в г.Москве в отношении ОАО "ВНИПИнефть", расположенного по адресу: г. Москва, ***, проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда.
В результате проверки установлено, что ОАО "ВНИПИнефть" вопреки требованиям п.п.2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. N ***, ст. 212 ТК РФ, допускаются нарушения в оформлении результатов проведенного повторного инструктажа на рабочем месте, в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте не указывается должность инструктирующего - ФИО *** М.А. *** и др.
В нарушение п. 30 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных Приказом Министерства труда от 01.06.2009 N ***, не обеспечена за счет средств работодателя стирка, сушка и ремонт средств индивидуальной защиты.
В нарушение абз.2 ч.2 ст. 212 ТК РФ, п. 25 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утв. Приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 552н, рабочее место рабочих по обслуживанию зданий не оборудовано верстаком для удобного и безопасного выполнения работ.
В нарушение абз.2 ч.2 ст. 212 ТК РФ, п. 1.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (Приказ Минтруда России от 24.04.2013 N ***), электроустановки (электрощитовые) укомплектованы не испытанными защитными средствами (указатели напряжения, электроизмерительные клещи, изолирующие клещи), что подтверждено отсутствием даты испытания в Журнале учета и содержания средств защиты.
Указанные действия ОАО "ВНИПИнефть" квалифицированы по ч.1 ст.5.2.7.1 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено также, что в нарушение п.2.3.1. "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. N ***,ст.225 ТК РФ, руководители и специалисты организации не прошли специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца. Так генеральный директор Сергеев Д.А, принятый на работу ***, зам. генерального директора по персоналу и социальным программам *** Э.В, принятый на работу ***, технический директор *** М.С, принятый на работу ***, первичную проверку знаний по охране труда прошли ***.
Указанные действия ОАО "ВНИПИнефть" квалифицированы по ч.3 ст.5.2.7.1 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено также, что в нарушение ст.76 ТК РФ работники организации: водители ***. до даты прохождения ими психиатрического освидетельствования допускались к работе без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, что подтверждено представленным работодателем Табелем учета рабочего времени.
Указанные действия ОАО "ВНИПИнефть" квалифицированы по ч.3 ст.5.2.7.1 КоАП РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.11.2017 и послужили основанием для вынесения должностным лицом ГИТ в г. Москве 3-х постановлений от 01.02.2018 NN *** о привлечении ОАО "ВНИПИнефть" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. по первому постановлению и 120000 рублей по двум другим.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают а именно: актом проверки юридического лица N*** от 28.11.2017; протоколом об административном правонарушении N *** от 23.01.2018, составленным по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ОАО "ВНИПИнефть"; протоколом об административном правонарушении N *** от 23.01.2018, составленным по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ОАО "ВНИПИнефть"; протоколом об административном правонарушении N *** от 23.01.2018, составленным по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ОАО "ВНИПИнефть"; распоряжением о проведении плановой, выездной проверки ОАО "ВНИПИнефть" от 17 октября 2017г. N ***; приказом о назначении Сергеева Д.А. на должность генерального директора ОАО "ВНИПИнефть" и трудовым договором с Сергеевым Д. А.; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ОАО "ВНИПИнефть", Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОАО "ВНИПИнефть"; табелем учета рабочего времени сотрудников ОАО "НИИПИнефть"; решением врачебной психиатрической комиссии, сообщением врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников; договором возмездного оказания услуг от 20.07.2017; журналом ОАО "ВНИПИнефть" регистрации инструктажа на рабочем месте ***); журналом ОАО "ВНИПИнефть" регистрации инструктажа на рабочем месте ***); журналом ОАО "ВНИПИнефть" регистрации инструктажа на рабочем месте ***); журналом ОАО "ВНИПИнефть" регистрации инструктажа на рабочем месте ***);списком сотрудников ОАО "ВНИПИнефть"; протоколами заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от ***, и выписками из протокола от ***; журналом учета содержания средств защиты ОАО "ВНИПИнефть" и другими материалами дела;
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ГИТ в г. Москве и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ОАО "ВНИПИнефть" в совершении вмененных правонарушений.
Доводы жалоб об отсутствии события правонарушения, поскольку выявленные в ходе проверки в ОАО "ВНИПИнефть" нарушения фактически отсутствовали, указанные в постановлениях сотрудники своевременно прошли обучение, психиатрическое освидетельствование проверены, но не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно требованиям ст.225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N ***.
Пунктом 2.3.1 данного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрено, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
-руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Установлено, что в ОАО "ВНИПИнефть" принято Положение об обучении по охране труда и проверке знаний от 13.04.2017, п.2.3 которого предусмотрено, что руководитель и специалисты Общества проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца.
В соответствии с п.2.3.4 указанного Положения генеральный директор, а также его заместители, курирующие вопросы охраны труда, руководители, осуществляющие руководство проведение работ на местах проходят обучение в обучающих организациях в области охраны труда.
Указанным положением предусмотрено обучение других работников Общества комиссией по проверке знаний требований охраны труда.
Установлено, что генеральный директор Сергеев Д.А, принятый на работу ***, зам. генерального директора по персоналу и социальным программам *** Э.В, принятый на работу ***, технический директор *** М.С, принятый на работу ***, первичную проверку знаний по охране труда прошли ***, что подтверждается протоколом N ***.
Указанное свидетельствует о нарушении ОАО "ВНИПИнефть" ст.225 ТК РФ.
Факт нарушения ОАО "ВНИПИнефть" требований ст.76 ТК РФ, что выразилось в допуске к трудовым обязанностям водителей ***, не прошедших в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, полностью подтвержден в ходе судебного разбирательства.
Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Частью 6 ст. 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение требований ст. 213 ТК РФ Федерации Правительством РФ 23.09.2002 издано Постановлением N 695, которым утверждены "Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - Правила).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" и во исполнение решения коллегии Департамента здравоохранения города Москвы от 3 апреля 2008, приказом руководителя Департамента здравоохранения города Москвы от 18.09.2008 N 705 "Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности" утверждены временная форма направления на психиатрическое освидетельствование, временная форма решения врачебной психиатрической комиссии, временная форма сообщения врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работника (далее по тексту - приказ N 705).
Согласно п. 2.2. приказа N 705 освидетельствование работников проводится в точном соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источникам повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными постановлением Правительства - Российской Федерации от 23.09.2002 N 695.
Согласно п. 4 Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, созданной органом управления здравоохранением (далее по тексту - комиссия).
Согласно п. 6 Правил работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.
Согласно п. 9 Правил комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.
Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
В ходе проведения проверки ОАО "ВНИПИнефть" не представило документов, подтверждающих прохождение водителями ***. обязательного психиатрического освидетельствования, срок действия которого позволял бы осуществить допуск указанных к лиц к работе по специальности.
Довод защиты о том, что документы, подтверждающие прохождение водителями ***. обязательного психиатрического освидетельствования по истечении 5-ти летнего срока хранения уничтожены, суд признает неубедительными, поскольку на момент проведения проверки данный срок не прошел.
Доводы жалобы о том, что на момент проведения проверки отсутствовали факты ненадлежащего оформлении результатов проведенного повторного инструктажа на рабочем месте, в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, была обеспечена за счет средств работодателя стирка, сушка и ремонт средств индивидуальной защиты по заявкам работников по мере необходимости, рабочие места рабочих по обслуживанию зданий надлежащим образом оборудованы, в т.ч. верстаком, а электроустановки укомплектованы защитными средствами, которые прошли соответствующие испытания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку полностью опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Кроме того, ОАО "ВНИПИнефть" не представило в ходе проверки проверяющим должностным лицам ГИТ РФ в г. Москве доказательства стирки, сушки и ремонта работодателем средств индивидуальной защиты, в т.ч. договоры, платежные документы и др, подтверждающие такие работы. Отсутствие на момент проверки в электроустановках испытанных защитных средств, в т.ч. указателей напряжения, электроизмерительных клещей, изолирующих клещей, надлежащего оборудования рабочих мест рабочих по обслуживанию зданий выявлено в ходе проверки и отражено в акте проверки.
С учетом вышеизложенного доводы жалоб об отсутствии события правонарушения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Постановления о привлечении ОАО "ВНИПИнефть" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1 и 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел.
Вместе с тем суд второй инстанции читает необходимым изменить обжалуемые постановления и решения в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении указанных постановлений в отношении ОАО "ВНИПИнефть" должностным лицом и судьей районного суда положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения правил охраны труда, выявленные в помещениях ОАО "ВНИПИнефть" в ходе проведённой совместной проверки, были допущены в результате как действия, так и бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении ОАО "ВНИПИнефть" было подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, ОАО "ВНИПИнефть", совершив в результате действия и бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом характера и степени общественной опасности выявленных нарушений требований охраны труда, считаю необходимым изменить обжалуемые постановления N N ***, *** должностного лица административного органа и решения суда и назначить ОАО "ВНИПИнефть" по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 120000 рублей, в остальной части указанные постановления должностного лица и решения судьи оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 01.02.2018 N N ***, ***, ***, и решения судьи Басманного районного суда г. Москвы от 24.05.2018 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "ВНИПИнефть" изменить и назначить ОАО "ВНИПИнефть" административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 0000 рублей.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобы генерального директора ОАО "ВНИПИнефть" Сергеева Д.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.