Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы генерального директора Басина Ю.Ю. и защитника ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" Акимова И.Ю. на решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 25.05.2018, которым ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 450000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей .
УСТАНОВИЛ:
21.09.2017 сотрудниками отдела по вопросам миграции УВД ГУ МВД России по
г. Москве была проведена выездная проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками по адресу: г.Москва, ***, все строения (Рынок).
15.03.2018 инспектором 1 отделения ОИК УВМ ГУ МВД России по
г. Москве в отношении ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное постановление.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25.05.2018 ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, генеральный директор и защитник ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" обратились с жалобами в Московский городской суд, в которых просят постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывают на его незаконность, необоснованность, выражают несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Генеральный директор ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника Мальцева О.Л, который доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав защитника Мальцева О.Л, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда ввиду следующего.
Частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 18.16 данного Кодекса нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В Примечания к данной норме установлено, что в случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу п. 1 ст. 13.3 того же Федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Исходя из п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
При этом, разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 21.09.2017 в 14 час. 33 мин, по адресу: г. Москва, ***, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, выявлен факт предоставления ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" на основании договора N***от 24.07.2017 торгового места индивидуальному предпринимателю Киселевой З.К. для осуществления коммерческой деятельности, которая в нарушение требований п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", привлекла к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданку Украины *** Л.А, не имеющую патента или разрешения на работу в городе федерального значения Москве, чем совершило правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 18.16 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" указанного административного правонарушения, и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе,
распоряжением начальника отдела по вопросам миграции УВД ГУ МВД России по
г.
Москве N*** от 21.09.2017 о проведении внеплановой проверки по месту нахождения объекта по адресу: г..Москва, ***; протоколом осмотра территории от 21.09.2017; протоколом об административном правонарушении от 21.09.2017, составленным в отношении гражданки Украины *** Л.А. по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ; письменными объяснениями *** Л.А. от 21.09.2017; фототаблицей; постановлением Гагаринского районного суда г..Москвы от 22.09.2017 о привлечении гражданки Украины *** Л.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российской Федерации и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками от 21.09.2017; рапортом сотрудников ОИК УВМ ГУ МВД России по городу Москве по обстоятельствам совершения обществом административного правонарушения; свидетельством о государственной регистрации юридического лица; свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; выпиской из ЕРСМСП; разрешением на право организации розничного рынка N *** от 05.12.2016; протоколом общего собрания ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" N *** от 24.10.2016; приказом общего собрания участников ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" N *** от 25.10.2016, о вступлении должности генерального директора; выписками из ЕГРП; докладными записками; приказом о приеме на работу N *** от 07.02.0217; копией договора о предоставлении торгового места на рынке N *** от 24.07.2017, между ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" и ИП "Киселева З.К.", актом приема-передачи к нему от 01.08.2017; письменными объяснениями Киселевой З.К. от 07.11.2017; протоколом об административном правонарушении МС N *** от 10.11.2017, составленным в отношении ИП "Киселева З.К." по ч.3 ст.18.16 КоАП РФ; постановлением заместителя начальника отдела миграции контроля - начальника ОАП
УВМ ГУ МВД России по г..Москве от 12.12.2017, которым ИП "Киселева З.К." признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.16 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.01.2018; рапортом ст. инспектора по ОП 4 отделения ОИК УВМ ГУ МВД России по г..Москве *** С.С.; протоколом об административном правонарушении МС N *** от 15.03.2018, составленным в отношении ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" по ч.3 ст.18.16 КоАП РФ.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом и судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд при рассмотрении дела, определилперечень имеющихся в деле доказательств, правомерно отнеся к ним все указанные в жалобе документы, пришел к обоснованному выводу о том, что представленные должностным лицом документы содержат в себе фактические данные, на основании которых судом устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Другие материалы дела также составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Каких-либо противоречий, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических обстоятельств, подлежащих доказыванию, в материалах дела не имеется.
Действия ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, так как указанное юридическое лицо предоставило на основании договора торговое место на рынке индивидуальному предпринимателю Киселевой З.К, которая в свою очередь привлекла к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него соответствующего документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве.
Доводы жалобы заявителей об отсутствии вины Общества в совершении вмененного правонарушения, о недоказанности его вины, являются несостоятельными, поскольку полностью опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств. Оснований для переоценки собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, у суда, рассматривающего жалобу, не имеется.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, характеризуется предоставлением производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которое не имеет разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически использует труд иностранных работников или которое привлекает к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу; такое предоставление может быть осуществлено посредством передачи указанных помещений в аренду или иное владении в соответствии с действующим гражданском законодательством.
Субъектом данного правонарушения является лицо, управляющее торговыми объектами (торговыми комплексами).
Особенностью части 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является то, что в соответствии с ней административную ответственность несут лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами), включая рынки, которые непосредственно не нарушали правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на этих объектах, но не обеспечили выполнение таких правил лицами, с которыми они заключили договоры о предоставлении торговых мест.
Статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" определено, что торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение; площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Доводы жалобы заявителя о том, что Киселева З.К. не привлекала иностранного рабочего к трудовой деятельности проверялся судом первой инстанции и был обоснованно отвергнут. Не согласиться с выводами районного суда у суда апелляционной инстанции основания не имеется.
Факт осуществления трудовой деятельности иностранного работника у Киселевой З.К. подтвержден в ступившим в законную силу постановлением Гагаринского районного суда г. Москвы от 22.09.2017.
По существу в жалобе защитника и генерального директора ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей районного суда при рассмотрении дела. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" свете и не свидетельствуют о невиновности Общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Административное наказание назначено ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" в пределах санкции ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, в т.ч. финансового положения привлекаемого юридического лица, оцененного в соответствии с представленными защитой финансовыми документами, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, в отношении ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" оставить без изменения, жалобы генерального директора и защитника ООО "ЧЕРЕМУШКИНСКИЙ ТОРГ" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.