Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "СМУ-10" Орлова А.А. на постановление заместителя начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы N **** от 18 мая 2018 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "СМУ-10",
установил:
постановлением заместителя начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы N **** от 18 мая 2018 года ООО правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, стороной защиты Общества на него подана жалоба в Хорошевский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 17 июля 2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением, решением судьи, защитником ООО "СМУ-10" по доверенности Орловым А.А. принесена жалоба в Московский городской суд. В обоснование доводов жалобы защитник указал на то, что оспариваемое постановление не отвечает требованиям ст. 24.1 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия аварийного освещения и освещения опасных мест. Зафиксированные на фотографиях горы мусора и снега находятся за пределами строительной площадки. Временные ограждения на объекте были установлены, однако в период проверки административным органом проводились работы по замене временного ограждения на постоянное.
В судебное заседание защитник ООО " "СМУ-10" Кудинова В.А. явилась, доводы изложенные в жалобе поддержала.
Представитель ОАТИ г. Москвы - главный инспектор Спирина С.С, возражала против удовлетворения указанной жалобы, пояснила, что 27 марта 2018 г. в 10 часов 30 мин. в результате обследования проведенного в соответствии с поручением от 27 марта 2018 г.по адресу: **** зафиксированы нарушения требований п. 2.2.1, 2.2.4, 3.3, 3.5, 3.6, 5.3 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства N 299 от 19.05.2015 г. организацией ООО "**** "СМУ-10" в рамках производства работ по ордеру N **** сроком до 30.06.2018 г, а именно: отсутствует аварийное освещение мест производства работ, частичное отсутствие ограждений мест производства работ, неудовлетворительная уборка территории, прилегающей к местам производства работ от снега, мусора и грунта. На вопросы защитника пояснила, что использовать измерительные приборы для определения расстояния от границы строительной площадки до места скопления мусора и снежного вала не требовалось, так как из фотоматериалов следует, что неубранный снег и мусор находились непосредственно на основании забора и прилегали к ограждению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, опросив представителя ОАТИ г. Москвы, нахожу оспариваемые акты должностного лица и судьи районного суда законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению в связи со следующим.
Частью 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
В соответствии с п. п. 2.2.1, 2.2.4 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП, исполнитель работ обязан установить временное ограждение в соответствии с требованиями Правил, проекта проведения (производства) работ и ордера (разрешения); установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ.
В соответствии с п. 3.6 тех же Правил, ограждения мест производства работ должны иметь надлежащий вид, в частности, не иметь проемов, не предусмотренных проектом, поврежденных участков, обеспечивать безопасность дорожного движения, по периметру ограждений должно быть установлено освещение.
Пунктом 5.3 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве определено, что исполнитель работ обязан систематически производить осмотр состояния мест производства работ и принимать меры по устранению выявленных нарушений, вывозу грунта, разобранных асфальтовых покрытий, уборки отходов и мусора.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 27 марта 2018 г. в 10 час. 30 мин. по адресу: ****, ООО "**** "СМУ-10" нарушены правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы N 299 от 19.05.2018 г, а именно: отсутствует аварийное освещение мест производства работ, частичное отсутствие ограждений мест производства работ, неудовлетворительная уборка территории, прилегающей к местам производства работ от снега, мусора, грунта.
Факт совершения ООО "**** "СМУ-10" указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе поручением заместителя начальника инспекции от 27.03.2018 г. N **** ; уведомлением N **** от 27.03.2018 г.; протоколом об административном правонарушением от 20.04.2018 г. N **** ; предписанием от 20.04.2018 г. N **** ; рапортом главного инспектора Спириной С.С.; ордером на проведение земляных работ от 27.03.2018 г. N **** ; фототаблицами; выпиской из ЕГРЮЛ; другими материалами дела, а также показаниями главного инспектора ОАТИ г. Москвы Спириной С.С, данными в суде второй инстанции, которые последовательны, непротиворечивы и согласуются с иными материалами дела.
Письменные доказательства составлены должностными лицами инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г. Москве в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Установив, что ООО "**** "СМУ-10", будучи производителем ремонтных работ по адресу: **** допустило неудовлетворительное содержание места проведения земляных работ, выразившееся в отсутствии аварийное освещение мест производства работ, частичное отсутствие ограждений мест производства работ, неудовлетворительная уборка территории, прилегающей к местам производства работ от снега, мусора и грунта, что является нарушением требований п. п. 2.2.1, 2.2.4, 3.3, 3.5, 3.6, 5.3 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, действия заявителя правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 18.8 КоАП г. Москвы.
При этом, сам факт ведения работ по указанному адресу ООО **** "СМУ-10" стороной защиты не отрицался ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной жалобы.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО **** "СМУ-10" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако Общество бездействовало, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований Правил им не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях названного общества вины.
Постановление N **** от 18 мая 2018 года, которым ООО **** "СМУ-10" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется Обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы, с соблюдением установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений права заявителя на защиту при производстве по делу не усматривается.
Довод жалобы о том, что горы мусора и снега, зафиксированные на фотоматериалах, находятся за пределами стройплощадки, в связи с чем у Общества отсутствовала обязанность по их уборке, настоятельны по следующим основаниям.
Согласно п. 5.1 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299, уборка и содержание мест производства работ осуществляется в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденными Правительством Москвы.
Пунктом 2.3 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 г. N 1018, прилегающая территория определена как территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.
В соответствии с п. 5.3 Правил проведения земляных работ, устанавливающему требования к содержанию мест проведения работ, исполнитель работ обязан систематически производить осмотр состояния мест производства работ и принимать меры по устранению выявленных нарушений, вывозу грунта, уборки отходов и мусора.
Из фотоматериалов дела следует (л.д. **** ) и подтверждено показаниями свидетеля - главного инспектора ОАТИ г. Москвы Спириной С.С, допрошенной в настоящем судебном заседании, что неубранный снег и мусор находился непосредственно на основании забора и прилегал к ограждению.
Таким образом, должностным лицом правомерно вменено Обществу нарушение требований по уборке прилегающей к строительной площадке территории.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ОАТИ г. Москвы и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ООО **** "СМУ-10" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу данного юридического лица по делу не усматривается, должностным лицом ОАТИ г. Москвы были установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава указанного административного правонарушения, что отражено в составленных им процессуальных документах.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г. Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности судьей районного суда соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется, в том числе, по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника технической инспекции ОАТИ г. Москвы N **** от 18 мая 2018 года, на решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, в отношении ООО **** "СМУ-10"оставить без изменения, жалобу защитника ООО **** "СМУ-10" по доверенности Орлова А.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.