Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Садовой И.М,
судей Песковой Ж.А, Кучминой А.А,
при секретаре Тютюкиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назинцевой З.Н, Владимирова Е.В, Дородных Т.Г. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25.05.2018 года, которым исковые требования Назинцевой З.Н, Владимирова Е.В, Дородных Т.Г. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А, объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Гогусевой А.П, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Платицыной Ю.С, возражавшей против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
Назинцева З.Н, Владимиров Е.В, Дородных Т.Г. обратились в суд с указанным выше иском, уточнив заявленные требования, просили возложить на ответчиков обязанность предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте города Энгельса Саратовской области, общей площадью не менее 34,03 кв.м, жилой площадью не менее 22,1 кв.м.
В обоснование заявленных требований указали, что на основании ордера, выданного 23.04.1981 года исполнительным комитетом Энгельсского городского Совета народных депутатов, они были вселены в квартиру "адрес", по настоящее время зарегистрированы в указанном жилом помещении. Жилой дом, в котором расположено жилое помещение, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в связи с пожаром. Временно они вселились и проживают в комнате "адрес", жилое помещение взамен непригодного для проживания до настоящего времени им не предоставлено.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от
25.05.2018 года исковые требования Назинцевой З.Н, Владимирова Е.В,
Дородных Т.Г. удовлетворены частично.
На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Назинцевой З.Н, Владимирову Е.В, Дородных Т.Г. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте города Энгельса Саратовской области, общей площадью не менее 29,63 кв.м, жилой площадью не менее 22,7 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и в удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма Назинцевой З.Н, Владимирову Е.В, Дородных Т.Г. отказано.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом при разрешении спора норм материального права. Полагает, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Возражая против доводов жалобы, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, Назинцева З.Н. просят оставить решение суда без изменения.
На заседание судебное коллегии иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу о необходимости его отмены по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно положениям статьи 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации (статья 93 Жилищного кодекса РСФСР).
В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Назинцева З.Н, Владимиров Е.В, Дородных Т.Г. по основание ордера от
23.04.1981 года N 1034, выданного исполнительным комитетом Энгельсского городского Совета народных депутатов, занимали жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Нанимателем указанного жилого помещения являлась И. В.И, которая умерла "дата" года.
Решением жилищной комиссии от 17.09.2002 года Назинцева З.Н. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования города Энгельса Саратовской области по договору социального найма с составом семьи четыре человека: Назинцева З.Н, Владимиров Е.В. (сын), Дородных Т.Г. (дочь),
С. О.А. (дочь).
Решением жилищной комиссии от 07.02.2018 года численный состав семьи Назинцевой З.Н. изменен с четырех человек до трех - исключена С. О.А, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
С 03.11.1992 года Назинцева З.Н. и Дородных Т.Г, а с 07.02.1997 года Владимиров Е.В. зарегистрированы по адресу: "адрес".
25.11.2002 года в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", произошел пожар.
Согласно постановлению главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области от 25.02.2003 года N 926 указанный выше многоквартирный дом признан подлежащим сносу, предписано произвести отселение жильцов дома с предоставлением жилья в соответствии с действующим законодательством.
На основании постановления главы Энгельсской районной администрации Саратовской области от 14.08.2006 года N 3654 в связи со сносом жилой дом списан с баланса муниципального учреждения "Жилищный фонд Энгельсского муниципального образования Саратовской области" и исключен из собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Из объяснений истцов следует, что им временно без каких-либо документов было предоставлена жилое помещение - комната "адрес", с условием последующего их расселения в более благоустроенное жилое помещение.
Доказательств, о предоставлении истцам взамен квартиры "адрес" другого жилого помещения по договору социального найма, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из изложенного, приведенных выше норм закона, технической документации, сведений открытого акционерного общества "Единый расчетно-кассовый центр", с учетом права истцов на долю площади мест общего пользования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцам во внеочередном порядке по договору социально найма следует предоставить жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Энгельса Саратовской области, общей площадью не менее 29,63 кв.м.
Решение суда первой инстанции в данной части сторонами не обжалуется.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что жилое помещение взамен непригодного для проживания истцам должно предоставить министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, полагает, что доводы апелляционной жалобы в этой части заслуживают внимания.
Так, в силу части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) было предусмотрено, что гражданам, вставшим на учет до 01.01.2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания в соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего Закона, жилые помещения предоставлялись из государственного жилищного фонда области.
Часть 1 статьи 13 названного Закона предусматривала, что граждане признаются нуждающимися в получении жилых помещений из государственного жилищного фонда области, если они проживают в жилых помещениях, которые независимо от формы собственности признаны до 01.03.2005 года в установленном порядке непригодными для проживания.
Законом Саратовской области от 29.12.2006 года N 152-ЗСО "Об областных целевых программах" была утверждена областная целевая (комплексная) программа "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005 - 2010 годы", в состав которой входила подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Согласно паспорту названной подпрограммы, исполнителем основных мероприятий являлось министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Механизм переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, предусматривал, в том числе, предоставление жилого помещения на условиях социального найма. Финансовые средства для переселения граждан формировались за счет соответствующих бюджетов, средства областного бюджета направлялись на финансирование приобретения (строительство) жилых помещений для отселения граждан.
Законом Саратовской области от 05.12.2007 года N 294-ЗСО "Об областном бюджете на 2008 год" в приложении N 53 предусматривалось распределение на 2008 год бюджетных ассигнований на реализацию областной адресной инвестиционной программы в рамках подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда". Адресно указано на приобретение (строительство) жилых помещений для отселения жильцов из аварийного жилищного фонда города Энгельса 2-й Микрорайон, дом N 19.
С учетом указанных положений закона, при разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу.
Вместе с тем, при разрешении спора судом первой инстанции не учтено следующее.
Положениями части 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Как следует из статьи 1 Закона Саратовской области от 28.04.2008 года N 89-ЗСО, вышеуказанные пункт 10 части 1 статьи 1 и статья 13 Закон Саратовской области от 28.04.2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" признаны утратившими силу.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 28.04.2008 года N 89-ЗСО граждане, принятые до вступления в силу настоящего Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений из государственного жилищного фонда области по договорам социального найма либо предоставления им безвозмездной финансовой помощи (социальной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств областного бюджета по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право состоять на данном учете до обеспечения их жилыми помещениями в порядке, определенном настоящей статьей. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, в соответствии с которыми они были признаны нуждающимися в получении жилых помещений из государственного жилищного фонда области до вступления в силу настоящего Закона.
Согласно положениям статьи 1 Закон Саратовской области от 28.04.2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" в действующей редакции предоставление жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не предусмотрено.
В силу части 1 статьи 12 названого Закона жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет, за исключением случаев, установленных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из положений статьи 3.1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" в действующей редакции следует, что граждане, проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, принимаются на учет по месту жительства органом местного самоуправления.
Таким образом, в настоящее время на территории Саратовской области гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания, жилые помещения во внеочередном порядке предоставляются органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Поскольку судом первой инстанции не в полном объеме были установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом апелляционной инстанции, исходя из положений статей 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в толковании, данном в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", к материалам дела приобщены дополнительные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Согласно постановлению администрации объединенного муниципального образования Энгельсского района Саратовской области от 16.12.1999 года N 4423 спорный жилой дом N 19 во 2-м Микрорайоне города Энгельса Саратовской области был передан в муниципальную собственность закрытым акционерным обществом "Стройматериалы".
Как указано выше, постановлением главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области от 25.02.2003 года N 926 указанный многоквартирный дом признан подлежащим сносу, а затем на основании постановления главы Энгельсской районной администрации от 14.08.2006 года N 3654 в связи со сносом списан с баланса муниципального учреждения "Жилищный фонд Энгельсского муниципального образования Саратовской области" и исключен из собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Таким образом, спорный жилой дом не относился к объектам государственной собственности.
Необходимо также принять во внимание, что решением жилищной комиссии от 17.09.2002 года Назинцева З.Н, Владимиров Е.В. и Дородных Т.Г. приняты на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма именно из муниципального жилищного фонда муниципального образования города Энгельса Саратовской области, а также до того, как сгорел и был признан подлежащим сносу жилой дом "адрес".
Из объяснений ответчиков установлено, что истцы не состояли на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, с заявлением о постановке на такой учет в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не обращались.
Кроме этого, в соответствии с приложением N 53 к Закону Саратовской области от 05.12.2007 года N 294-ЗСО "Об областном бюджете на 2008 год" денежные средства на приобретение (строительство) в государственную собственность области жилых помещений для отселения жильцов из аварийного жилищного фонда: "адрес" выделялись в размере 2 500 000 руб.
Согласно государственному контракту на приобретение квартиры в государственную собственность Саратовской области от 16.07.2008 года N 27 на указанные денежные средства в государственный жилищный фонд приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", которое распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 21.08.2008 года N 180-Р предоставлено по договору социального найма К. С.В. и членам его семьи.
Указанное свидетельствует о реализации министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в 2008 году запланированных мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005 - 2010 годы", утвержденной Законом Саратовской области от 29.12.2006 года N 152-ЗСО "Об областных целевых программах".
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных правовых норм, положений подпункта 3 и 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует вывод о том, что у министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отсутствует обязанность по обеспечению истцов другим благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, поскольку правомочия собственника муниципального жилищного фонда осуществляет администрация Энгельсского муниципального образования Саратовской области, на нее как на наймодателя возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Помимо изложенного, установлено, что постановлением администрации муниципального образования города Энгельса и Энгельсского муниципального района Саратовской области от 14.08.2012 года N 556 утверждалась долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" на 2012 - 2056 годы, согласно которой отселения жильцов из аварийного жилищного фонда: Саратовская область, город Энгельса, 2-й Микрорайон, улица Урицкого, дом N 19, было запланирован для переселения на V квартал 2020 года за счет средств местного бюджета, исполнителем значилось управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования города Энгельса Саратовской области.
Постановлением администрации муниципального образования города Энгельса Энгельсского муниципального района от 10.04.2013 года N 285 "Об отмене некоторых постановлений администрации муниципального образования город Энгельс" вышеназванное постановление администрации муниципального образования города Энгельс и Энгельсского муниципального района Саратовской области от 14.08.2012 года N 556 отменено по причине принятия решения Энгельсского городского Совета депутатов от 14.12.2012 года N 718/02 "О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области".
Вместе с тем и в период действия долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" на 2012 - 2056 годы орган местного самоуправления не обеспечил истцов пригодным для проживания жильем.
Таким образом, решение суда первой инстанции о возложении обязанности по обеспечению истцов другим благоустроенным жилым помещением по договору социального найма на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области нельзя признать законным и обоснованным, надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Согласно части 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, суд первой инстанции допустил неправильное толкование вышеприведённых норм права, что привело к неправильному применению материального закона.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, и в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое решение районного суда следует отменить, принять по делу новое решение, которым обязанность по предоставлению Назинцевой З.Н, Дородных Т.Г, Владимирову Е.В. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, в черте города Энгельса Саратовской области общей площадью не менее 29,63 кв.м, возложить на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области, а также в удовлетворении исковых требований к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Назинцевой З.Н, Владимирову Е.В, Дородных Т.Г. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25.05.2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым возложить на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обязанность предоставить Назинцевой З,Н,, Владимирову Е.В, Дородных Т.Г. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Энгельса Саратовской области, общей площадью не менее 29,63 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, а также в удовлетворении исковых требований к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Назинцевой З,Н,, Владимирову Е.В, Дородных Т.Г. отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.