Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К,
судей Каменцовой Н.В, Швецовой Н.А,
при секретаре Борниковой О.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акташева Л.В, действующей в интересах несовершеннолетней Акташевой М.П, к администрации города Оренбурга о возложении обязанности предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 июня 2018 года,
установила:
Акташева Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что ее дочь Акташевой М.П, (дата) года рождения, является инвалидом категории " ***", страдающей тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем постановлением администрации г.Оренбурга от 15 мая 2017 года N-п принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек. Истцы проживают в жилом помещении совместно с иными лицами. Жилья в собственности или по договору социального найма истец не имеет.
Поскольку до настоящего времени жилье не предоставлено, просила суд обязать администрацию г. Оренбурга предоставить Акташевой М.П. с составом семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства во внеочередном порядке.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2018 года иск удовлетворен.
Суд возложил обязанность на администрацию города Оренбурга предоставить вне очереди по договору социального найма Акташевой М.П, (дата) года рождения, в интересах которой действует законный представитель Акташева Л.В, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В апелляционной жалобе администрация города Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда не должно предоставлять истцу преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, ранее возникшего права у истца; предоставление субвенций органам местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, отсутствие финансового обеспечения на 2018 год.
В суд апелляционной инстанции представители администрации г.Оренбурга, Министерства социального развития Оренбургской области, Правительства Оренбургской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К, пояснения Акташевой Л.В. и ее представителя Паршиковой О.Б, действующей на основании устного ходатайства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 части 3 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (п.3 ч.2).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области о обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, инвалидов.
В соответствии со статьей 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-03 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по договору социального найма инвалидам.
Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, что Акташева М.П, (дата) года рождения, является инвалидом категории " ***", заболевание, которым она страдает, входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года и подпадает под действие Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г. "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" (действовавших до 01 января 2018 года).
Постановлением администрации города Оренбурга от 15 мая 2017 года N-п Акташева М.П. принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "Граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно".
На момент рассмотрения спора Акташева М.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес) помимо нее зарегистрированы и проживают еще 4 человека (мать, сестра, бабушка и дедушка). Данное жилое помещение, общей площадью 47 кв.м, в ? доли принадлежало Акташевой М.П в период с (дата) по (дата)г. на основании договора приватизации.
Сведений о наличии у Акташевой М.П. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, в материалах дела не имеется.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из наличия у Акташевой М.П. права на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в форме внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, включенному в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья во внеочередном порядке.
Ввиду наделения законодательством органов местного самоуправления государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан, администрация города Оренбурга является тем органом местного самоуправления, на который возложена обязанность по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилого помещения, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истца вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда не имеет.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе ответчика.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Оренбурга о том, что основанием для прекращения реализации отдельных государственных полномочий является недостаточность обеспечения ранее переданных отдельных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами, доводы об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2018 год, нарушении прав иных очередников посредством предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения являются необоснованными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью, полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан были переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав иных очередников посредством предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилые помещения предоставляются вне очереди, закон не связывает обязанность по предоставлению ответчиком жилья указанным лицам с наличием для этого достаточных средств, источников финансирования либо иных граждан, включенных в порядке очередности в список нуждающихся.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке повлечет нарушение прав на жилище других граждан, относящихся к указанной категории лиц, включенных в список ранее, являются несостоятельными и противоречащими указанным выше нормам права.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, которые являлись бы поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.