Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 сентября 2018 г. по делу N 33-1072/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А,
судей Патланя В.А, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Шинкове В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - единый расчетный центр) - Каллаевой Л.Г. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 22 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления представителя единого расчетного центра о взыскании с проходившего военную службу по контракту матроса запаса Фатуллаева Рената Магомедрасуловича в пользу названного единого расчетного центра излишне выплаченных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
представитель единого расчетного центра обратился в суд с иском о взыскании с Фатуллаева Р.М. 52 200 рублей в счет возмещения денежных средств, необоснованно выплаченных ему в качестве дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, по итогам службы за 2014 год, поскольку он имел дисциплинарное взыскание за совершение грубого дисциплинарного проступка.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывается, что дополнительное материальное стимулирование было выплачено Фатуллаеву Р.М. в нарушение пункта 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, так как он имел дисциплинарное взыскание в виде "выговора" за совершение грубого дисциплинарного проступка. При этом ответчик, зная о наличии у него дисциплинарного взыскания и о поступлении ему на банковскую карту денежных средств, в органы военного управления не обратился, используя денежные средства по своему усмотрению.
По мнению представителя, поскольку Фатуллаев Р.М. без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел денежные средства, принадлежащие Российской Федерации, то он неосновательно обогатился и обязан был согласно статье 1102 ГК РФ вернуть начисленные ему денежные средства. Выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий единого расчетного центра, а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия и дополнительного материального стимулирования, поскольку данные в СПО "Алушта" вводят кадровые органы. При этом единый расчетный центр не обладает сведениями о наличии дисциплинарных взысканий у военнослужащих, а лишь осуществляет расчет и перечисление денежных средств.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих и средствами на содержание фактической численности указанных военнослужащих на материальное стимулирование в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", которым утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на выплату военнослужащим дополнительного материального стимулирования (далее - Порядок).
Пунктом 2 этого приказа определено, что дополнительная выплата (дополнительное материальное стимулирование) производится за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, в воинских частях производится на основании приказов командиров и рапортов, представляемых непосредственными командирами. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Приказом командира войсковой части N от 14 мая 2014 года N 104 за совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в несвоевременном прибытии к установленному времени на развод нового суточного наряда 10 мая 2014 года, к Фатуллаеву Р.М. применено дисциплинарное взыскание в виде "выговора".
Однако, на основании приказа командующего войсками Южного военного округа от 21 ноября 2014 года N 285 ему выплачено дополнительное материальное стимулирование за 2014 год в размере 52200 рублей.
В силу требований части 1 статьи 1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательное обогащение может быть возложена только на лицо, которое без установленных законом, иными правовым актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, за исключением случаев, предусмотренных статьи 1109 данного кодекса.
Согласно части 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Вопреки доводам жалобы, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в связи с тем, что в суд не представлено доказательств признания незаконным либо не действующим приказа о выплате ответчику дополнительного материального стимулирования за 2014 год, недобросовестности с его стороны при получении дополнительного материального стимулирования, предоставленного ему в качестве дополнительной выплаты за счет средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, то есть средств к существованию, либо допущенной счетной ошибки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 22 июня 2018 года по исковому заявлению представителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" к Фатуллаеву Ренату Магомедрасуловичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.