Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 сентября 2018 г. по делу N 33а-1075/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В,
судей: Гришина С.В. и Меркулова Д.В,
при секретаре судебного заседания Азаряне Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Пивоваровой В.Е. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 июня 2018 г, которым частично удовлетворены заявленные требования подполковника Курило Анатолия Анатольевича о признании незаконными действий заместителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с порядком обеспечения жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) и рассмотрения обращения административного истца.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Курило А.А, состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях с формой его обеспечения - предоставление жилищной субсидии, обратился в отдел управления жилищного обеспечения за разъяснениями по вопросу обеспечения его жилищной субсидией.
На данное обращение заместителем начальника отдела управления жилищного обеспечения 28 декабря 2017 г. был дан ответ, согласно которому истцу разъяснено, что предоставление жилищной субсидии производится после фактического освобождения и сдачи им занимаемого с членами семьи служебного жилого помещения.
Курило А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указание в ответе заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения от 28 декабря 2017 г. N 184/07/16556 на предложенный порядок предоставления жилищной субсидии, обязать названное должностное лицо обеспечить его жилищной субсидией в порядке очередности до фактического освобождения и сдачи занимаемого им и членами его семьи служебного жилого помещения.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным изложенный в сообщении (ответе) заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения от 28 декабря 2017 г. N 184/07/16556 порядок, предусматривающий предоставление жилищной субсидии после сдачи занимаемого истцом и членами его семьи служебного жилого помещения, обязал жилищный орган в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Курило А.А. жилищной субсидии без предъявления условий о фактическом освобождении и сдаче служебного жилого помещения до предоставления жилищной субсидии.
В удовлетворении требования о возложении обязанности на отдел управления жилищного обеспечения предоставить истцу жилищную субсидию судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, ссылаясь на п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), указывает, что до сдачи военнослужащим занимаемого жилого помещения договор социального найма с ним заключен быть не может. В связи с этим автор жалобы делает вывод, что жилищная субсидия не может быть предоставлена Курило А.А. до освобождения занимаемого им и членами его семьи служебного жилого помещения и представления справки о сдаче этого жилья. По мнению представителя ответчика, данное истцом по собственной инициативе нотариальное обязательство о сдаче служебного жилого помещения, не свидетельствует о том, что оно будет им исполнено, поскольку такой порядок законом не предусмотрен.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и к должностным лицам регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 названного закона государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
По результатам рассмотрения обращения дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Федерального закона. Срок рассмотрения обращений граждан установлен равным 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Федерального закона).
Судом первой инстанции установлено, что Курило А.А. и члены его семьи (супруга, сын и двое дочерей) с 24 октября 2016 г. состоят на учете нуждающихся в жилом помещении с формой обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии.
При этом из материалов дела видно, что истец с членами семьи проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое он, в соответствии с нотариально удостоверенным обязательством от 21 апреля 2017 г. серии "данные изъяты", обязан в четырехмесячный срок с даты получения жилищной субсидии освободить и установленным порядком сдать уполномоченному жилищному органу Министерства обороны Российской Федерации.
Каких-либо данных о том, что это обязательство не может быть им исполнено, в материалах дела не содержится, поэтому довод автора жалобы об обратном, является несостоятельным.
В декабре 2017 г. Курило А.А. обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением, в котором просил разъяснить ему порядок сдачи указанного служебного жилого помещения в случае обеспечения его жилищной субсидией.
На данное обращение заместителем начальника отдела управления жилищного обеспечения 28 декабря 2017 г. был дан ответ, согласно которому истцу было разъяснено, что предоставление жилищной субсидии производится после фактического освобождения и сдачи истцом занимаемого им и членами его семьи служебного жилого помещения.
Однако при рассмотрении заместителем начальника отдела управления жилищного обеспечения заявления Курило А.А. должностное лицо, вопреки требованиям ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не обеспечило его объективное и всестороннее рассмотрение, а изложенный в нем порядок предоставления жилищной субсидии, предполагающий возможность предоставления таковой только после освобождения и сдачи занимаемого служебного помещения, не основан на законе.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
Истребование уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации у военнослужащих иных документов для предоставления жилищной субсидии действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что при обращении с просьбой о принятии на жилищный учет Курило А.А. одновременно взял на себя обязательство о сдаче занимаемой им служебной квартиры, возможность сдачи которой истцом не утрачена, у жилищного органа не имелось оснований требовать документы о сдаче указанной квартиры до предоставления жилищной субсидии.
Поскольку приведенный в сообщении (ответе) заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения от 28 декабря 2017 г. N 184/07/16556 порядок предоставления жилищной субсидии истцу не основан на законе и непосредственно затрагивает права Курило А.А, связанные с жилищным обеспечением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на жилищный орган в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос о предоставлении истцу жилищной субсидии без предъявления условий о фактическом освобождении и сдаче служебного жилого помещения до предоставления жилищной субсидии, не предрешая существа подлежащего принятию решения.
При этом ссылка в жалобе на положения Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, согласно которым договор социального найма не может быть заключен с военнослужащим до фактического освобождения занимаемого им жилого помещения, является необоснованной, поскольку она регламентирует порядок предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма и на отношения, связанные с предоставлением военнослужащим жилищной субсидии не распространяется.
Что же касается требования истца о возложении на отдел управления жилищного обеспечения обязанности предоставить ему жилищную субсидию, то суд первой инстанции обоснованно отказал в его удовлетворении, поскольку, как видно из материалов дела, в списке очередников перед истцом значатся военнослужащие, претендующие на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди, не имеет, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Курило А.А, а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 июня 2018 г. по административному исковому заявлению Курило Анатолия Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.