Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 сентября 2018 г. по делу N 33а-1086/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Тогубицкого В.А, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Шинкове В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 20 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований полковника медицинской службы Красно Андрея Николаевича о признании незаконным решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) о снятии истца с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Костина В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Красно А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконным решение начальника отдела управления жилищного обеспечения от 28 февраля 2018 года N 4/сев, которым он снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте жительства - городе Севастополе на основании пункта 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку он распорядился ранее предоставленным ему от военного ведомства по установленным нормам жилым помещением, не имеет возможности сдать его, а поэтому утратил право на повторное предоставление жилья;
обязать это должностное лицо отменить указанное решение и восстановить его на жилищном учёте с 28 октября 2015 года.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Красно А.Н. просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Истец утверждает, что судом первой инстанции не учтено, что он не обеспечивался жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку Министерством обороны Российской Федерации квартира ему была предоставлена в 1995 году.
При этом податель жалобы ссылается на то, что в Законе Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (в редакции от 24 ноября 1995 года) норма об однократном обеспечении военнослужащих жильём не была предусмотрена.
Поэтому он считает, что подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в действующей редакции.
В жалобе со ссылкой на разъяснение, содержащееся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", указывается на возможность повторного обеспечения военнослужащих той категории, к которой относится истец, жилым помещением по договору социального найма в общем порядке согласно нормам ЖК РФ.
Кроме того, Красно А.Н. полагает, что оценка обстоятельств для признания его нуждающимся в жилом помещении уже давалась в решении Севастопольского гарнизонного военного суда от 7 ноября 2016 года, которым признано незаконным решение начальника отдела управления жилищного обеспечения от 17 июня 2016 года об отказе в принятии его на жилищный учёт.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
В силу пункта 5 ст. 15 этого Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Содержание названных норм закона означает, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счёт федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится Красно А.Н, гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
Как видно из материалов дела, Красно А.Н. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в настоящее время проходит эту службу в военном госпитале в городе Севастополе.
В 1995 году на основании ордера, выданного N отделением морской инженерной службы, Красно А.Н. на состав семьи из 4 человек (он, супруга и двое сыновей, N и N годов рождения) была предоставлена трёхкомнатная квартира в городе "адрес", которая в 1998 году была приватизирована ими в равных долях, а в 1999 году обменяна на квартиру в городе Симферополе.
После расторжения в 2001 году брака Красно А.Н. оставил квартиру бывшей супруге и сыновьям.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 23 января 2017 года Красно А.Н. на основании его заявления с 28 октября 2015 года был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения военной службы в городе Севастополе.
24 января 2018 года из управления жилищного обеспечения Красно А.Н. было направлено извещение о распределении ему квартиры в городе Севастополе.
Однако решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 28 февраля 2018 года N 4/сев Красно А.Н. снят с жилищного учёта на основании пункта 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства.
Отсутствуют основания согласиться с доводом жалобы о том, что квартира истцу была предоставлена в 1995 году, а в Законе Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" норма об однократном обеспечении военнослужащих жильём не была предусмотрена, поскольку обстоятельства, связанные с отчуждением, а затем и утратой права пользования ранее предоставленным жильём, возникли уже после вступления в силу ныне действующего закона.
Ссылку в жалобе на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 7 ноября 2016 года нельзя признать обоснованной, так как судом решение начальника отдела управления жилищного обеспечения от 17 июня 2016 года об отказе в принятии истца на жилищный учёт признано незаконным по той причине, что отказ был обоснован лишь тем, что им не была представлена справка из военно-учебного заведения о необеспеченности жилым помещением, которая не являлась обязательной. Иные основания для отказа в принятии на жилищный учёт не рассматривались.
Что касается разъяснения, содержащегося в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", которое приводится в жалобе, то принятое судом по данному делу решение ему не противоречит. В этом пункте говорится о возможности повторного обеспечения военнослужащего, который реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, таким жилым помещением в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Это означает то, что вопрос об обеспечении таких лиц жилым помещением должен решаться не военным ведомством, а органом местного самоуправления по месту жительства.
При таких данных гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 20 июня 2018 года по административному исковому заявлению Красно Андрея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи В.А. Тогубицкий
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.