Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 сентября 2018 г. по делу N 33а-1095/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А,
судей: Патланя В.А, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Шинкове В.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 15 июня 2018 г, которым отказано в удовлетворении требований капитана Шагиева Юлая Варисовича о признании незаконным решения 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об исключении истца и членов его семьи из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия
установила:
Шагиев Ю.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение 1 отдела (г.Севастополь) федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 11 января 2018 г. N ЮРУЖО-07/18-18 об исключении его с членами семьи из списка на предоставление служебного жилого помещения в связи с приобретением жилого помещения по программе ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Кроме того, истец просил суд обязать жилищный орган указанное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о признании его с членами семьи нуждающимися в служебном жилом помещении.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что суд неправильно установилместо дислокации войсковой части N, по адресу которой он вместе с семьёй имел временную регистрацию, поскольку в декабре 2015 года данная воинская часть передислоцирована в другой населённый пункт в с "адрес", что в тридцати километрах от "адрес" где он приобрёл квартиру частично за счёт средств целевого жилищного займа. Шагиев Ю.В. утверждает, что суд исследовал не все материалы жилищного дела, что не позволило установить обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для дела, а именно: отдалённость места службы военнослужащего от его места жительства; расположение границ другого муниципального образования; расстояние от одного населённого пункта до другого; время необходимое для своевременного прибытия в расположение воинской части; наличие либо отсутствие развитой системы общественного транспортного сообщения между двумя близлежащими населёнными пунктами.
Далее автор жалобы указывает на то, что судом неверно определена дата перечисления застройщику денежных средств, в виде целевого жилищного займа, которая в действительности является 22 ноября 2017 г, в то время как жилищный орган уже произвёл действия по исключения истца из списков на предоставление служебных жилых помещений. Кроме того, Шагиев Ю.В. обращает внимание на то, что на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения он ещё не являлся собственником жилого помещения, поскольку квартира от застройщика им получена по акту приёма-передачи только 26 июня 2018 г. и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370 у него есть шесть месяцев для оформления права собственности на данную квартиру.
Истец считает, что суду надлежало выяснить обстоятельства, связанные с наймом им жилого помещения за которое он ежемесячно получал денежную компенсацию и полагает, что жилищный орган не мог принимать оспариваемое решение, ввиду того, что не обладал сведениями о сдаче многоквартирного дома, в котором Шагиев Ю.В. приобрёл жилое помещение, в эксплуатацию. В связи с этим, факт исполнения государством своих жилищных обязательств перед военнослужащим, следует считать не с даты перечисления застройщику целевого жилищного займа, а с момента установления факта приобретения и оформления им права собственности на жилое помещение. Однако суд не истребовал соответствующих документов, подтверждающих приведённые обстоятельства.
В подтверждение своей позиции автор жалобы ссылается на отдельные положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также на судебную практику других судов.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По делу установлено, что Шагиев Ю.В, проходящий военную службу в войсковой части N при общей продолжительности военной службы более 10 лет, с 14 января 2017 г. включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
При этом на основании решения жилищного органа от 11 января 2016 г. N 14 истец составом семьи три человека с 19 декабря 2015 г. состоит в списках на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в "адрес"
С февраля 2016 года по декабрь 2017 года Шагиев Ю.В. получал денежную компенсацию за наём жилого помещения.
1 ноября 2017 г. между истцом и ООО "РИЧ-ПЛЮС" заключён договор участия в долевом строительстве жилого дома, по адресу: "адрес" общей площадью 76,17 кв. метров, по которому застройщик обязуется предоставить Шагиеву Ю.В. квартиру не позднее 30 июня 2018 г. после получения документов на разрешение и ввод данного дома в эксплуатацию.
Частью 3.2.2. названного договора предусмотрено, что одним из способов оплаты стоимости квартиры является использование истцом средств целевого жилищного займа в размере 2488883 руб, предоставленные федеральным государственным казённым учреждением "Росвоенипотека" по соответствующему договору от 10 октября 2017 г. N 1706/00269775.
Платёжным поручением от 22 ноября 2017 г. N 501 подтверждается перечисление денежных средств целевого жилищного займа на расчётный счёт застройщика в части исполнения финансовых обязательств по заключённому с истцом вышеназванному договору участия в долевом строительстве.
После этого оспариваемым решением жилищного органа Шагиев Ю.В. вместе с членами семьи с 1 ноября 2017 г. исключён из списков на предоставление служебных жилых помещений в связи с приобретением жилого помещения по программе кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 15 ст. 15 указанного Закона в совокупности с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одной из форм реализации права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством предоставления целевого жилищного займа.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 14 названного Закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", является одной из форм реализации его права на жилище.
Частью 3 ст. 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Таким образом, после получения Шагиевым Ю.В. в ноябре 2017 г. денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению истца. То есть с этого момента Шагиев Ю.В. являлся обеспеченным жильём по месту военной службы.
Данное обстоятельство имеет значение для данного дела и на него не влияет тот факт, когда военнослужащему фактически передано жилое помещение во владение и когда им будет осуществляться регистрация права собственности на него.
При этом для установления обеспеченности военнослужащего жильём достаточно лишь использование им целевого жилищного займа, а не удостоверение жилищным органом обстоятельств сдачи жилого дома в эксплуатацию.
В связи с чем приложенные истцом к апелляционной жалобе и дополнениях к ней доказательства о сроках ввода дома в эксплуатацию и принятия квартиры истцом, а также финансовые документы не влияют на данный вывод.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989).
Кроме того, согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение.
При таких данных Шагиев Ю.В. после перечисления в ноябре 2017 года денежных средств для приобретения жилья по месту военной службы во исполнение обязательства по договору долевого строительства с использованием целевого жилищного займа в рамках его участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, следовательно, оснований для нахождения его в списках на предоставление служебных жилых помещений не имелось.
Перечисленные в апелляционной жалобе доводы, касающиеся необходимости установления судом таких обстоятельств, как: место дислокации воинской части, где проходит истец военную службу; отдалённость места службы военнослужащего от его места жительства; расположение границ другого муниципального образования; расстояние от одного населённого пункта до другого; время необходимое для своевременного прибытия в расположение воинской части; наличие либо отсутствие развитой системы общественного транспортного сообщения между двумя близлежащими населёнными пунктами, не влияют на правильность вышеизложенного вывода об исполнении государством своих жилищных обязанностей перед Шагиевым Ю.В. путём предоставления ему целевого жилищного займа, поскольку перечисленные факты относятся к разрешению вопросов, касающихся выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только при условии признании его нуждающимся в получении служебного жилого помещения.
Содержащаяся в жалобе ссылка на судебную практику является беспредметной, поскольку приведенные судебные постановления вынесены в отношении иных лиц и по другим обстоятельствам.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 15 июня 2018 г. по административному исковому заявлению Шагиева Юлая Варисовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи В.А. Патлань
А.Б. Санников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.