Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Лесновой И.С, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по исковому заявлению И.В.М. к администрации городского округа Саранск, администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, Министерству образования Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по городскому округу Саранск, возложении обязанности включить в данный список, исключить из аналогичного списка по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия и из единого списка по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
И.В.М. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск, администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, Министерству образования Республики Мордовия о признании незаконным постановления администрации городского округа Саранск от 6 марта 2018 г. N 505 в части отказа во включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по городском у округу Саранск, возложении обязанности включить в указанный список и исключить из аналогичного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия.
В обоснование заявленных требований указала, что И.В.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия была зарегистрирована временно. Жилого помещения в собственности не имеет, с 2017 года проживает в г. Саранске. Полагает, что с учётом места жительства имеет право на включение её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по городскому округу Саранск, но оспариваемым постановлением ей необоснованно отказано в удовлетворении заявления о включении в указанный выше список (л.д. 1-4).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2018 г. исковые требования И.В.М. удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 6 марта 2018 г. N 505 в части отказа во включении И.В.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность включить И.В.М. в указанный список, а на администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия - исключить её из указанного списка по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия.
Кроме того, на Министерство образования Республики Мордовия возложена обязанность исключить И.В.М. из единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия (л.д. 137-147).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда подлежащим отмене в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права. В качестве доводов жалобы указывает, что выезд детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на постоянное место жительства на территорию другого муниципального образования в пределах одного субъекта не является основанием для исключения из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Полагает, что у суда отсутствовали основания для исключения И.В.М. из указанного списка по Зубово-Полянскому муниципальному району, поскольку регистрация по месту обучения носит временный характер и не является постоянным местом жительства истца. Кроме того, отмечает, что к участию в деле должно было быть привлечено Министерство финансов Республики Мордовия, поскольку им осуществляется контроль за целевым использованием субвенций. Просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 152-155).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представители ответчиков администрации городского округа Саранск, администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, Министерства образования Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия не явились.
Представители ответчиков Министерства образования Республики Мордовия Дугушкин И.К. и администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Нечаев А.Н. представили заявления о рассмотрении дела без участия представителей ответчиков.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании истец И.В.М. просила апелляционную жалобу отклонить.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, выслушав истца, судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 ГПК РФ приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, И.В.М. родилась "дата" в "адрес" (л.д. 12). Её родители: отец - И.М.И. и мать - И.В.В. лишены в отношении неё родительских прав на основании решений Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 27 марта 2007 г. и Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 10 сентября 2007 г. (л.д. 7-9, 10-11).
Из договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от "дата" "N" следует, что И.В.М. принята на воспитание в приемную семью О.М.М. и О.Г.У. сроком до "дата" (л.д. 98-99).
С 30 апреля 2013 г. по 30 декабря 2017 г. И.В.М. была зарегистрирована по месту временного пребывания по адресу: "адрес", по месту жительства приёмных родителей (л.д. 103, 114-115).
В соответствии с постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 21 октября 2013 г. N 1265 утверждено решение районной жилищной комиссии в форме протокола от 18 октября 2013 г. N 27 о признании И.В.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она относится к детям-сиротам (л.д. 94, 96).
На основании указанного постановления истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия (л.д. 47).
Вместе с тем, истцу специализированное жилое помещение администрация Зубово-Полянского муниципального района не предоставила.
В связи с поступлением на экономический факультет ФГБОУ ВО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва" с очной формой обучения И.В.М. предоставлена комната в общежитии по адресу: "адрес" где она зарегистрирована по месту пребывания с 30 августа 2017 г. по 30 июня 2021 г. (л.д. 15, 22).
08 февраля 2018 г. И.В.М. обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 42-43).
Постановлением администрации городского округа Саранск от 6 марта 2018 г. N 505 ей отказано во включении в данный список (л.д. 41).
Основанием отказа явилось представление документов, не подтверждающих право И.В.М. состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности постановления администрации городского округа Саранск от 6 марта 2018 г. N 505 в части отказа во включении И.В.М, в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах г.о. Саранск.
При этом суд исходил из того, что место жительства И.В.М. является г. Саранск и ею представлены в полном объеме документы, подтверждающие право на включение в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу Саранск.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанций основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 приведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Республике Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Частью 4 статьи 2 указанного Закона Республики Мордовия специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.
Порядок ведения Списка в Республике Мордовия установлен в статье 3 приведенного Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З.
Единый Список формируется уполномоченным органом на основании списков, представляемых органами местного самоуправления по форме, утвержденной Правительством Республики Мордовия.
Список ведется отдельно по каждому муниципальному району, городскому округу Саранск в Республике Мордовия и актуализируется ежеквартально. Информация передается органами местного самоуправления ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за очередным кварталом. Поступившая ежеквартальная информация вносится в список не позднее 15 числа месяца, следующего за очередным кварталом.
На основании Списка уполномоченный орган формирует списки на текущий год и плановый период, в которые включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Списки формируются в целях планирования объема бюджетных ассигнований на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.
В целях реализации Закона Республики Мордовия "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" постановлением администрации городского округа Саранск от 10 апреля 2014 г. N 967 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Регламент)
В пунктах 2.5.1-2.5.2 данного Регламента приведен перечень документов, необходимых для предоставления вышеуказанной государственной услуги.
При этом требовать предоставления иных документов, не предусмотренных Регламентом, запрещается (пункт 2.5.4).
Из материалов дела видно, что при обращении в администрацию городского округа Саранск И.В.М. представлены все документы, предусмотренные вышеуказанным регламентом.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, она имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, то есть на включение её в соответствующий Список.
При таких обстоятельствах у администрации городского округа Саранск отсутствовали правовые основания для отказа во включении И.В.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно исходил из места жительства И.В.М.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьёй 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин подтверждает свое волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Учитывая, что И.В.М. в настоящее время проживает по месту обучения в г. Саранске, какой-либо связи с Зубово-Полянским муниципальным районом Республики Мордовия не имеет, право на предоставление специализированного жилого помещения не реализовала, то при таких обстоятельствах она имеет право на включение в указанный список по городскому округу Саранск для предоставление в дальнейшем специализированного жилого помещения в границах данного населенного пункта.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы представителя администрации городского округа Саранск о том, что суд незаконно исключил И.В.М. из указанного выше Списка по Зубово-Полянскому муниципальному району, судебная коллегия не принимает во внимание.
С учетом изменения места жительства оснований для сохранения за ней права на предоставление специализированного жилого помещения в п. Зубова Поляна не имеется.
Кроме того, решение суда в данной части не затрагивает права администрации городского округа Саранск.
Не заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального законодательства, выразившихся в не привлечении к участию в деле Министерства финансов Республики Мордовия, поскольку обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующим категориям лиц на указанные учреждения действующим законодательством не возложена. Министерство финансов Республики Мордовия осуществляют контроль за целевым использованием субвенций, выделенных на данные цели.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы представителя администрации городского округа Саранск отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
И.С. Леснова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.