ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О,
с участием в деле:
административного истца - Лысяковой Т.Г,
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра"),
административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Госкомимущество Республики Мордовия),
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия,
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица - администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
заинтересованного лица - администрации Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев 24 сентября 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное исковое заявление Лысяковой Т.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Лысякова Т.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N", общей площадью 1 080 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения объектов материально-технического снабжения, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости 134 000 рублей.
В обоснование иска указала, что на основании договора аренды N "N" от 23 декабря 2015 г, зарегистрированного Управлением Росреестра по Республике Мордовия под регистрационным номером "N" от 16 января 2016 г, является арендатором указанного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 5 октября 2015 г. и составляет 380 160 рублей.
Лысякова Т.Г. считает кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку значительно превышает его рыночную стоимость, что ведёт к завышению размера налога на имущество, арендной платы.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N "N" от 15 мая 2018 г, составленному оценщиком ИП Л.Е.В., рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 5 октября 2015 г. 134 000 рублей.
По данным основаниям Лысякова Т.Г. просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 октября 2015 г.
17 сентября 2018 г. Лысякова Т.Г. уточнила основания своих исковых требований, представив заявление о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка затрагивает её права в связи с тем, что она приобрела право аренды земельного участка на аукционе, начальная арендная плата за который была определена в соответствии с действующим законодательством от размера кадастровой стоимости.
Административный истец Лысякова Т.Г, представители административных ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра", Госкомимущества Республики Мордовия, представители заинтересованных лиц Правительства Республики Мордовия, администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, администрации Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения были извещены своевременно и надлежаще, не просили его отложить и не сообщили о причине неявки.
В связи с отсутствием оснований для отложения судебного заседания суд в соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определилрассмотреть дело в особом порядке без проведения судебного заседания.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.
Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Согласно кадастровому делу земельный участок с кадастровым номером "N" поставлен на государственный кадастровый учет 5 октября 2015 г, как вновь образованный (л.д. 96-161).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по Республике Мордовия) от 5 октября 2015 г. в размере 380 160 рублей (л.д. 161).
Как следует из договора аренды N "N" от 23 декабря 2015 г. плата (размер годовой арендной платы) за пользование земельным участком с кадастровым номером "N" установлена в твёрдой сумме - 5 702 руб. 40 коп, определенной по итогу аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка в 2015 году, а не пропорционально от кадастровой стоимости.
Лысякова Т.Г. не является собственником земельного участка, в связи с чем не уплачивает земельный налог, исчисляемый от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с данными, указанными в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной на основании запроса от 31 августа 2018 г, здания, строения, сооружения на спорном земельном участке отсутствуют (л.д. 92-95), следовательно, Лысякова Т.Г. не является лицом, имеющим в силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право выкупа арендованного ею земельного участка.
Ошибочным является довод административного истца о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка затрагивает её права в связи с приобретением права аренды земельного участка на аукционе в 2015 году, начальная арендная плата за который была определена в соответствии с действующим законодательством от размера кадастровой стоимости.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подано Лысяковой Т.Г. 6 августа 2018 г. (л.д. 47).
Согласно части пятой статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2018 г.
Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером "N" имел место в 2015 году.
Следовательно, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "N", подлежащая применению с 1 января 2018 г, не может являться основанием для оспаривания аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка, проведённого в 2015 году.
Таким образом, административный истец Лысякова Т.Г. не является лицом, права и обязанности которого, затрагиваются установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом Российской Федерации, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Приведенные обстоятельства в силу положений пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для прекращения производства по делу.
Административным истцом при подаче административного иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 128, частью 2 статьи 194, 195, 198 199, 202, пунктами 6 и 7 статьи 249, статьей 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
определил:
прекратить производство по данному административному делу по административному иску Лысяковой Татьяны Георгиевны к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N", равной его рыночной стоимости в размере 134 000 рублей по состоянию на 5 октября 2015 г.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Возвратить Лысяковой Т.Г. уплаченную ею государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей согласно чеку-ордеру от 2 июля 2018 г.
На определение суда может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.