Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дзюбенко А.А,
судей Рассказовой Г.В, Башкатовой Е.Ю,
при секретаре Скляровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 05 сентября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Ивановой Т.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от "... ", которым постановлено:
"Выселить Иванову Т. А, Акиньшину К. В. из "... " без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Ивановой Т. А, Акиньшиной К. В. в доход бюджета г. Омска по 150 руб. государственной пошлины с каждого".
Заслушав доклад судьи областного суда Дзюбенко А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчикам Ивановой Т.А, Акиньшиной К.В. о выселении из жилого помещения. В обоснование истец указал, что в связи с наличием трудовых отношений с в/ч N "... " Иванова Т.А. совместно с членом семьи - Акиньшиной К.В. была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: г "... ". Данное жилое помещение является специализированной служебной площадью Министерства обороны РФ. "... " Иванова Т.А. была уволена со службы по сокращению штата, в связи с чем утратила право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны РФ.
Просил суд прекратить право пользования Ивановой Т.А, Акиньшиной К.В. служебным помещением, расположенным по адресу: "... "; выселить Иванову Т.А, Акиньшину К.В. из указанного жилого помещения; обязать ответчиков сдать в установленном порядке жилое помещение по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, в отделение ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
В судебное заседание представитель истца Петренко В.В. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Иванова Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что проживает в квартире на законных основаниях, оплату коммунальных платежей производит регулярно.
В судебном заседании ответчик Акиньшина К.В. участие не принимала, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика УМВД России по г. Омску Глуховская А.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, представила отзыв на иск, в котором указала, что в случае удовлетворения исковых требований Министерства обороны РФ УМВД России по г. Омску осуществит снятие ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.
Представитель третьего лица территориального отделения ФГКУ "Центррегионжилье" по г. Омску Диденко Л.Н, представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России Чевлытко Н.А, представитель ФГКУ "Центррегионжилье" Гостюхин И.Н. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. Представили отзывы на иск, в которых просили исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить, ссылаясь на наличие у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и отсутствие у ответчиков права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Иванова Т.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что ответчик и члены ее семьи вселились в спорное жилое помещение на законных основаниях, в связи с нуждаемостью ответчика в жилом помещении. Отмечает, что военнослужащей никогда не являлась, на момент предоставления ей жилого помещения занимала должность "... " войсковой части N "... ". Полагает, что спорная квартира не имеет статуса служебного жилья. Считает, что не может быть выселена из жилого помещения, поскольку оно фактически было предоставлено на условиях социального найма, при этом ответчик свои обязанности нанимателя квартиры исполняет в полном объеме. Данная квартира является единственным местом жительства ответчиков. Ранее требований о выселении к ней не предъявлялось. Также полагает, что разрешение вопроса о нуждаемости ответчиков в жилом помещении и уровень их доходов не входил в круг юридически значимых обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав ответчика Иванову Т.А, представителя ответчика Ивановой Т.А. Кобзева Ю.А, заключение прокурора Рудницкого С.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "... " Сыпченко Т.А. принята на работу в войсковую часть N "... " "... "; приказом N "... " от "... " уволена по собственному желанию.
В последующем в соответствии с приказом N "... " от "... " Сыпченко Т.А. принята на работу в войсковую часть N "... " "... " приказом N "... " от "... " уволена в связи с сокращением штата.
На основании ордера N "... " от "... " райисполкома Октябрьского Совета народных депутатов Сыпченко Т.А. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "... ". Жилое помещение является служебным на основании постановления Главы администрации "... " N "... " от "... ". Сыпченко К.В. вселена в указанное помещение в составе семьи Сыпченко Т.А.
"... " Сыпченко Т.А. присвоена фамилия Иванова в связи со вступлением в брак. "... " Сыпченко К.В. присвоена фамилия Акиньшина в связи со вступлением в брак.
В жилом помещении зарегистрированы Иванова Т.А, Акиньшина К.В.
"... "
Правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: г "... ", является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ. Спорное жилое помещение находится на праве оперативного управления у федерального бюджетного государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Данное жилое помещение включено в число служебных специализированных жилых помещений Министерства образования РФ.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним прав данные о правах на спорную квартиру отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что жилое помещение было предоставлено Ивановой Т.А. как служебное жилое помещение на период трудоустройства в войсковой части N "... ".
В силу п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от "... " N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от "... " N "... " "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Территориальным отделением (г. Омск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в адрес Ивановой Т.А. "... " направлено уведомление, согласно которому Ивановой Т.А. и всем совместно проживающим с ней лицам необходимо освободить служебное жилое помещение по адресу: "... "
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 данного кодекса и частью 2 статьи 103 Кодекса.
Аналогичные нормы предусматривались статьями 109, 110 ЖК РСФСР.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений.
Согласно статьи 13 Федерального закона от "... " N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса (рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией), не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Иванова Т.А. и Акиньшина К.В. не состоят, что следует из информации департамента жилищной политики Администрации "... ". Доказательств иного в материалы дела не предоставлено. Акиньшиной (Сыпченко) К.В. на праве общей совместной собственности с "... ") принадлежит жилое помещение, распложенное по адресу: "... " площадью 57,9 кв.м.
При таких обстоятельствах ответчики не могут быть отнесены к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что квартира не являлась и в настоящее время не является служебной, поскольку используется не как служебная; ответчики исполняют обязанности нанимателя и занимают квартиру фактически на условиях социального найма; решения о включении квартиры в число служебных принято не было и сведений о статусе квартиры как служебной в ЕРГН не имеется, подлежат отклонению как основанных на неверном применении действующего законодательства.
Статьёй 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Ивановой Т.А, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда -совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, Иванова Т.А. на учёте нуждающихся в жилых помещениях не состояла; решение о предоставлении ей спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено Ивановой Т.А. в качестве служебного для временного проживания на период трудовых отношений.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от "... " N "... " "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до "... ") являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Служебный ордер и решение о предоставлении Ивановой Т.А. спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращён лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "... " N "... " "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Проживание ответчика в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа, поскольку квартира была предоставлена ответчику во временное пользование в качестве служебного жилья на строго определённый период - на период трудоустройства в войсковой части N "... ".
Отсутствие же регистрации права собственности в ЕГРН не препятствует осуществлению собственником прав в отношении принадлежащего ему имущества.
Поскольку спорная квартира была предоставлена Ивановой Т.А. как служебное жилое помещение на период трудоустройства в войсковой части N "... ", то увольнение в такой ситуации является основанием к прекращению договора найма служебного жилого помещения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований о выселении без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
По смыслу приведенных выше норм жилищного права (103 ч.1, 104 ч.3 ЖК РФ), прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчик совместно с членом семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения, а также применения срока исковой давности не имеется.
Согласно ст. 7 Закона РФ "... " N "... " "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п.п. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "... " N "... ", пункта 128 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от "... " N "... ", снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства возможно на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением.
Указанные нормативные правила предполагают, что действия органа миграционного учета производны от судебного акта о признании жилищных прав отсутствующими. Поскольку юридическим основанием для совершения органом миграционного учета действий по снятию ответчика с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения является решение суда о выселении из занимаемого жилого помещения, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данной части требование истца не подлежит удовлетворению, поскольку снятие с регистрационного учета имеет заявительный характер.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, распределил между сторонами бремя доказывания, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права судом применены верно и приведены в решении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от "... " оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Ивановой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.