Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Соляникова Р.В, Кудряшовой Е.П.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Калиничева Вячеслава Леонидовича на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 23 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Климашевича В.А. к Территориальной избирательной комиссии Муезерского района об оспаривании решения от 31 июля 2018г. N 71/276-4 "О регистрации кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения" в части регистрации Калиничева В.Л..
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На 09сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Совета Ледмозерского сельского поселения.
Оспариваемым решением Территориальная избирательная комиссия Муезерского района зарегистрировала Калиничева В.Л. кандидатом в депутаты по избирательному округу N1.
Административный истец, зарегистрированный кандидатом в депутаты Ледмозерского сельского поселения по тому же избирательному округу, обратился в суд с требованием о признании незаконным и отмене указанного решения избирательной комиссии в части регистрации заинтересованного лица.
По мнению административного истца, при регистрации Калиничева В.Л. были допущены нарушения, выразившиеся в том, что в представленных им подписных листах в адресах отдавших свои подписи избирателей не указано наименование субъекта Российской Федерации и района Республики Карелия. Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, также не достоверны, поскольку им неверно указана серия паспорта ( (... ) вместо (... )), не проставлена дата заверения подписного листа и подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Муезерского района в части регистрации Калиничева В.Л. кандидатом в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения отменено. С Территориальной избирательной комиссии Муезерского района в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Калиничев В.Л. просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование жалобы указывает, что адрес места жительства должен указываться в подписных листах исходя из данных паспорта или свидетельства о регистрации. В подписных листах адреса избирателей были указаны им сообразно данным, внесенным в паспорта граждан. Сбором подписей занимался сам кандидат, дополнительного (повторного) проставления им своей подписи и даты в подписном листе не требовалось. Разъяснений о необходимости такого проставления административный ответчик ему не давал, приняв поданные документы без замечаний. Неточность в написании второй цифры в серии паспорта объясняется неразборчивостью почерка. Подпись при заверении подписного листа учинена им в форме полного воспроизведения своей фамилии.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Мухин А.А. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Климашевич В.А. и Калиничев В.Л. решениями Территориальной избирательной комиссии Муезерского района от 20 и 31 июля 2018г. соответственно зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу N1.
Административный иск заявлен надлежащим лицом. Предусмотренный ч. 4 ст.240 КАС РФ срок подачи административного искового заявления не нарушен.
В силу п.п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.ч. 1, 2 ст. 19 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
25 июля 2018 г. Калиничев В.Л. подал в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу N 1 в порядке самовыдвижения.
Требования к составу и форме документов, представляемых при выдвижении кандидатов в порядке самовыдвижения, установлены ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ и ст. 20 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК.
На основании п. 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей (ч. 1 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (п. 6 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, ч. 3 ст. 22.2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
Исходя из ч. 3 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК, приложения 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 N67-ФЗ, в подписном листе указываются, помимо прочего, сведения о месте жительства кандидата.
На основании п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
При этом под адресом места жительства пп. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, п. 3 ст. 3 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ установлено, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп. 5 ст. 2 закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Пунктом 12 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, ч. 5 ст. 22.2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп. 5 ст. 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения (ч. 6 ст. 22.2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию муниципального образования для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в представленных подписных листах.
Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия муниципального образования вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирателями, обращаться в этих целях в соответствующие органы, встречаться с конкретными избирателями, подписавшимися в поддержку кандидата (ч. 4 ст. 24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, по решению Центральной избирательной комиссии Республики Карелия может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (ч. 6 ст. 24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
В соответствии с п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, ч. 13 ст.24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке (пп. "в"); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пп. "г"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в
подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (пп. "з").
Установлено, что решением административного ответчика от 18 июня 2018 г. N64/247-4 утверждено количество подписей (10), необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Ледмозерского сельского поселения четвертого созыва по избирательным округам N 1 - N 10.
Наряду с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Калиничев В.Л. представил в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, с заявленным количеством подписей 12 штук.
29 июля 2018 г. произведена проверка подписных листов, по результатам которой недостоверных (недействительных) подписей выявлено не было.
Оспариваемым решением по итогам проверки представленных заинтересованным лицом документов избирательная комиссия зарегистрировала Калиничева В.Л. кандидатом в депутаты.
Признавая решение избирательной комиссии незаконным и отменяя его, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности всех подписей в подписном листе по причине отсутствия подписи сборщика и даты заверения им подписного листа, а также неверного указания серии паспорта сборщика подписей.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2014 N 1483-О, сведения о сборщике подписей необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.
Учитывая приведенную выше правовую позицию, ошибка в одной цифре при указании серии паспорта сборщика подписей в рассматриваемом случае не могла являться достаточным основанием для отмены регистрация кандидата, поскольку сборщиком подписей являлся сам кандидат, который представил в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться копию своего паспорта, содержащую все необходимые реквизиты (серию, номер, выдавший орган), что с достоверностью позволяло идентифицировать его как лицо, осуществлявшее сбор подписей.
Что же касается заверения подписного листа, то данный лист подписан Калиничевым В.Л, им поставлена расшифровка подписи и дата ее внесения. Ввиду недостаточности места в соответствующих строках подписного листа у Калиничева В.Л. фактически отсутствовала возможность поставить подпись и даты дважды (как сборщика и как кандидата).
По мнению судебной коллегии, при совпадении в одном лице сборщика подписей и кандидата, в поддержку которого эти подписи собраны, проставление данным лицом одной даты заверения подписного листа и одной подписи (при том, что расшифровка подписи собственноручно приведена им в обеих строках, предназначенных для сборщика подписей и кандидата) является недостаточным для признания подписей в подписном листе недействительными.
Также судебная коллегия считает ошибочным довод административного истца о том, что отсутствие в подписном листе в каждой из граф с адресом избирателя наименования субъекта Российской Федерации и муниципального района является основанием для признания всех подписей недействительными.
Закрепленный в пп. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентировочный характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (п. 3 ст. 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 N 1426-О-О).
Сопоставление положений п.п. 6, 7, 12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ с предусмотренными п. 6.4 ст. 38 того же закона правовыми последствиями нарушения порядка сбора подписей в виде признания подписей избирателей в подписном листе недействительными, свидетельствует о том, что указание в подписных листах соответствующих данных об избирателях, в частности, их месте жительства, необходимо для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность проверить сам факт существования поставивших свои подписей избирателей, наличие у них активного избирательного права (применительно к возрасту и проживанию на территории избирательного округа).
В представленных Калиничевым В.Л. подписных листах под наименованием столбца "Адрес места жительства" в строках по каждому избирателю указаны название населенного пункта - "пос.Ледмозеро" и название улицы - "ул.Мира", а также номера домов и номера квартир.
Объективных данных о том, что пос.Ледмозеро находится в каком-либо ином (не Муезерском) районе Республики Карелия либо в другом субъекте Российской Федерации, не имеется.
В этой связи избранный сборщиком подписей способ изложения сведений об избирателях, поставивших подписи в подписном листе, в контексте положений п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ каких-либо сложностей с восприятием информации о месте их фактического проживания не вызывает.
Более того, по итогам проверки подписных листов, предполагающей, как было указано выше, проверку достоверности сведений об избирателях, в том числе о месте их жительства, недействительными подписи признаны не были, а сомнений относительно обозначенного в подписном листе места их жительства ни у избирательной комиссии, ни у суда не возникло.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела и неправильным применение норм материального права (п.п. 3, 4 ч.2 ст. 310 КАС РФ).
Поскольку оспариваемое решение административного ответчика является законным, по делу следует принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 3 ст. 111 КАС РФ в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных ст. 111 КАС РФ.
Таким образом, в пользу Калиничева В.Л. с Климашевича В.А, которому в иске отказано, подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 150 руб.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 23 августа 2018 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Взыскать с Климашевича В.А. в пользу Калиничева В.Л. расходы по уплате государственной пошлины 150 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.