Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Соляникова Р.В, Кудряшовой Е.П.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 23 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Светляк Л.В. к Территориальной избирательной комиссии Муезерского района об оспаривании решения от 31 июля 2018г. N 71/276-4 "О регистрации кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения" в части регистрации Черноок-Заболотской О.Л..
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На 09сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Совета Ледмозерского сельского поселения.
Оспариваемым решением от 31 июля 2018г. Территориальная избирательная комиссия Муезерского района зарегистрировала Черноок-Заболотскую О.Л. кандидатом в депутаты по избирательному округу N5.
Административный истец, зарегистрированная кандидатом в депутаты Ледмозерского сельского поселения по тому же избирательному округу, обратилась в суд с требованием о признании незаконным и отмене указанного решения избирательной комиссии в части регистрации заинтересованного лица.
По мнению административного истца, при регистрации Черноок-Заболотской О.Л. были допущены нарушения, выразившиеся в том, что в представленных ею подписных листах в адресах отдавших свои подписи избирателей не указано наименование субъекта Российской Федерации. В подписном листе в сведениях о должности кандидата указано "провизор", тогда как в заявлении о согласии баллотироваться обозначено "и.о. заведующей аптекой, провизор". Сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, также не являются полными, поскольку не содержат данных о наименовании субъекта Российской Федерации, в котором проживает данное лицо. В подписях N 4 и N 12 имеются неоговоренные исправления.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным выше. Полагает вывод суда о том, что неуказание наименования субъекта Российской Федерации в адресах избирателей в отсутствие в иных районах Республики Карелия поселка с аналогичным названием не влечет признание подписей недействительными, противоречащим
п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5. Заявление о согласии баллотироваться оформлено с нарушением закона: указанная в нем должность заинтересованного лица не соответствует формулировке трудовой книжки.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Быкова Е.В. поддержала доводы жалобы.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия МухинА.А. просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Светляк Л.В. и Черноок-Заболотская О.Л. решениями Территориальной избирательной комиссии Муезерского района от 20 и 31 июля 2018г. соответственно зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу N5.
Административный иск заявлен надлежащим лицом, предусмотренный ч. 4 ст.240 КАС РФ срок подачи административного искового заявления административным истцом не нарушен.
В силу п.п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.ч. 1, 2 ст. 19 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
27 июля 2018 г. Черноок-Заболотская О.Л. подала в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Совета Ледмозерского сельского поселения по одномандатному избирательному округу N 5 в порядке самовыдвижения.
Требования к составу и форме документов, представляемых при выдвижении кандидатов в порядке самовыдвижения, установлены ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ и ст. 20 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК.
На основании п. 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей (ч. 1 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (п. 6 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, ч. 3 ст. 22.2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
Исходя из ч. 3 ст. 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК, приложения 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 N67-ФЗ, в подписном листе указываются, помимо прочего, сведения о месте жительства кандидата.
На основании п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
При этом под адресом места жительства пп. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, п. 3 ст. 3 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ установлено, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп. 5 ст. 2 закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Пунктом 12 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, ч. 5 ст. 22.2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп. 5 ст. 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения (ч. 6 ст. 22.2 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию муниципального образования для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в представленных подписных листах.
Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия муниципального образования вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирателями, обращаться в этих целях в соответствующие органы, встречаться с конкретными избирателями, подписавшимися в поддержку кандидата (ч. 4 ст. 24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, по решению Центральной избирательной комиссии Республики Карелия может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (ч. 6 ст. 24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК).
В соответствии с п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, ч. 13 ст.24 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке (пп. "в"); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пп. "г").
Установлено, что решением административного ответчика от 18 июня 2018 г. N64/247-4 утверждено количество подписей (10), необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Ледмозерского сельского поселения четвертого созыва по избирательным округам N1 - N 10.
Наряду с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Черноок-Заболотская О.Л. представила в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку ее выдвижения, с заявленным количеством подписей 14 штук на 2 страницах.
29 июля 2018 г. произведена проверка подписных листов, по результатам которой недостоверные (недействительные) подписи выявлены не были.
Оспариваемым решением по итогам проверки представленных заинтересованным лицом документов избирательная комиссия зарегистрировала Черноок-Заболотскую О.Л. кандидатом в депутаты.
Признавая данное решение избирательной комиссии законным и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о несущественности указываемых административным истцом неточностей в оформлении подписного листа.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Закрепленный в пп. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (п. 3 ст. 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 N 1426-О-О).
Сопоставление положений п.п. 6, 7, 12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ с предусмотренными п. 6.4 ст. 38 того же закона правовыми последствиями нарушения порядка сбора подписей в виде признания подписей избирателей в подписном листе недействительными, свидетельствует о том, что указание в подписных листах соответствующих данных об избирателях, в частности, их месте жительства, и сборщике подписей необходимо для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность проверить сам факт существования поставивших свои подписей избирателей, наличие у них активного избирательного права (применительно к возрасту и проживанию на территории избирательного округа).
В избирательную комиссию Черноок-Заболотская О.Л. представила подписной лист на 2 страницах. Подписи избирателей с N 1 по N 12 проставлены на 1 странице, подписи с N13 по N 14 - на 2 странице.
На первой странице подписного листа в графе избирателя N 1 в столбце "Адрес места жительства" сборщиком подписей вписано название субъекта Российской Федерации - "РК", наименование района субъекта - "Муезерский р-н", название населенного пункта - "пос.Ледмозеро". В соответствующих строках в отношении избирателей N 2 - N 14 сборщиком указаны название улицы (50 лет ВЛКСМ), номера домов (10 либо 12) и номера квартир.
В графах 2 - 14 соответствующая информация приведена в сокращенном виде - "пос. Ледмозеро", "ул. 50 лет ВЛКСМ", номер дома и квартиры.
Таким образом, адрес места жительства всех избирателей можно конкретизировать. Все подписи были собраны у граждан, проживающих на одной улице одного населенного пункта.
Объективных данных о том, что пос.Ледмозеро находится в каком-либо ином (не Муезерском) районе Республики Карелия либо в другом субъекте Российской Федерации, не имеется. Сокращение "РК" не вводит в заблуждение относительно того, что под данным субъектом Российской Федерации понимается именно Республика Карелия.
В этой связи избранный сборщиком подписей способ изложения сведений об избирателях, поставивших подписи в подписном листе, в контексте положений п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ каких-либо сложностей с восприятием информации о месте их фактического проживания не вызывает.
Сомнений относительно обозначенного в подписном листе места жительства избирателей N 1 - N 12, поставивших свои подписи в поддержку Черноок-ЗаболотскойО.Л, у избирательной комиссии не возникло, а соответствие указанных в подписных листах сведений действительности по итогам проверки подписных листов подтвердилось.
Как правильно указал суд первой инстанции, две подписи в подписном листе N 4 и N 12 действительно содержат неоговоренные исправления в номере квартиры и серии паспорта избирателей. В этой связи на основании пп. "ж" п. 6. 4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ данные подписи признаны судом недействительными. Однако поскольку для регистрации кандидата необходимо собрать подписи не менее 10избирателей, недействительность двух из 14 подписей не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Что же касается сведений о сборщике подписей, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2014 N 1483-О, такие сведения, в том числе об адресе места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.
Вопреки позиции административного истца адрес места жительства сборщика подписей указан в подписном листе полностью, включая наименование субъекта Российской Федерации, района Республики Карелия и населенного пункта. Использованное сокращение в наименовании субъекта Российской Федерации (РК) не вводит в заблуждение относительно адреса места жительства.
Довод административного истца о несоответствующем действительности характере указанных в подписном листе сведений о месте работы заинтересованного лица судебной коллегией также отклоняется.
При обращении в избирательную комиссию в заявлении о согласии баллотироваться Черноок-Заболотская О.Л. указала, что работает провизором, исполняет обязанности заведующей аптекой.
В материалы дела представлена копия трудовой книжки Черноок-Заболотской О.Л, в которой имеется запись о принятии ее на работу 14 июня 2017 г. в (... ) в аптеку (... ) пос.Ледмозеро провизором, а также текст служебной записки о возможности возложения обязанностей заведующего аптекой (... ) на Черноок-Заболотскую О.Л.
В подписном листе Черноок-Заболотская О.Л. указала, что работает в (... ) в аптеке " (... ) провизором.
Следовательно, место работы кандидата и занимаемая ею должность указаны как в подписном листе, так и в заявлении о согласии баллотироваться правильно.
По изложенным мотивам суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем принятое по делу судебное постановление подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 23 августа 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.