Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Филимоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скромного А.А. об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Скромный А.А. обратился в суд по тем основаниям, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала (... ), на земельном участке расположено здание магазина. По инициативе административного истца индивидуальный предприниматель Л. выполнила отчет N (... ) от 22 декабря 2017 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 350000 руб. по состоянию на 01 января 2015 г.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Учитывая, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), равной его рыночной стоимости.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные доказательства, а также ранее выслушав показания свидетелей Л. Д, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Скромный А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером (... ), площадью (... ).м, расположенного (... ),земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала (... ), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство магазина.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п.п.2, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, Скромный А.А, являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером (... ), площадью (... ).м, расположенного (... ), земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала (... ), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство магазина, собственником которого является административный истец, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности (... ) от 29 декабря 2012 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2495360 руб. Удельный показатель кадастровой стоимости в размере 356 руб. 48 коп.утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 02 декабря 2015 г. N385-П "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и земель иного специального назначения на территории Республики Карелия".
В соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" на основании заявления о постановке на кадастровый учет N 05/07-1323 от 23 июля 2007 г, постановления Главы местного самоуправления г. Сортавала от 24 июня 2002 г. N424 "О предоставлении земельного участка в аренду Скромному А.А. под строительство магазина в районен (... ), договора аренды земельного участка от 24 июня 2002 г, описания земельных участков, подготовленного МУ "Архитектура и градостроительство" от 23 июля 2007 г. были внесены 17 августа 2007 г. в государственный земельный кадастр (в настоящее время ЕГРН) сведения о земельном участке с кадастровым номером (... ).
Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет после проведения последней государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия, постольку на основании положений, установленных Методическими указаниями, кадастровая стоимость земельного участка (... ) установлена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования для кадастрового квартала (... ) района, в котором расположен земельный участок (356,48 руб./кв.м), на площадь земельного участка ( (... ) кв.м) и составляет 2495360 руб.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Согласно абз.1 ст.24.12Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. N 508).
Преимущество применения рыночной стоимости земельного участка, определяемой по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретного земельного участка, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 02 января 2017 г аналогичная норма закреплена в п.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 1 названного выше закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости), возможно посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Так, Скромный А.А. в комиссию по рассмотрению по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предоставил отчет индивидуального предпринимателя Л.N (... ) от 22 декабря 2017 г.об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 672000 руб. по состоянию на 01 января 2015 г, однако он не был принят комиссией порассмотрениюспоров об определении кадастровой стоимости в связи с наличиемнарушений законодательства.
В соответствии со ст.12 Федерального закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административный истец для устранения недостатков, отраженных комиссией по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости, вновь обратился к индивидуальному предпринимателю Л, которая устранив указанные недостатки, определиларыночную стоимость спорного земельного участка в 350000 руб. Указанный отчет Скромный А.А. предоставил в суд при подаче административного иска.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка с заключением, выполненным индивидуальным предпринимателем Л. и представленным в комиссию, выслушав пояснения оценщика Л. и секретаря комиссии Д. по указанным в решении комиссии замечаниям, исследовав возражения и отзывы административных ответчиков и заинтересованных лиц:Правительства Республики Карелия, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия, Управления Росреестра по РК, администрации Сортавальского муниципального района, администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение", администрации Кааламского городского поселения, суд приходит к выводу о том, что отчет N (... ) от 22 декабря 2017 г. соответствует требованиям законодательства, допущенные в отчете нарушенияне привели к занижению рыночной стоимости исследуемого объекта, дата по состоянию, на которуюопределена кадастровая стоимость, установлена верно. Представленный административным истцом отчет этого же специалиста о рыночной стоимости земельного участка в размере 350000 рублей, суд находитне отвечающим требованиям действующего законодательства, в связи с чем соглашается с рыночной стоимостью объекта недвижимости в размере 672000 руб.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости земельного участка не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере 672000 рублей.
На основании ч.4 ст.7, п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и абз.6 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абз.5 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано 26 декабря 2017 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Скромного А.А. удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2015 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), площадью (... ).м, расположенного (... ), земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала (... ), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство магазина, в размере его рыночной стоимости, равной 672000 руб. на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.