Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретаре Рочевой Е.А,
с участиемпредставителя административного истца Казакова С.А, представителя заинтересованного лица УФССП России по Республике Карелия и Федеральной службы судебных приставов Леонидовой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ротенко Р.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Ротенко Р.С. обратилась с административным иском по тем основаниям, что до настоящего времени не исполнено решение Беломорскогорайонного суда Республики Карелия от 07 октября 2014 г. (с учетом изменений, внесенных определением Беломорского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2014 г.)о возложении наадминистрациюмуниципального образования "Беломорский муниципальный район" за счет средств казны (бюджета) муниципального образования "Беломорское городское поселение"предоставить вне очереди на условиях договора социального наймаРотенко Р.С.на семью из пяти человек благоустроенную квартиру в черте города Беломорска Республики Карелия, отвечающуюустановленным санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению - 20,9кв.м.
Считая, что длительное неисполнение решения суда нарушаетееправо на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N68-ФЗ),просит взыскать компенсацию в размере 300000 руб.
Представитель административного истца поддержал требования административного иска.
Представитель Федеральной службы судебных приставов и Управления ФССП России по Республике Карелия заявленные в указанном в административном исковом заявлении объеме требования не признала.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, показания свидетеля Г, изучив материалы административного дела, гражданского дела N (... ), суд приходит к следующим выводам.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 07 октября 2014 г. (с учетом определения Беломорского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2014 г.) на администрацию муниципального образования "Беломорский муниципальный район" за счет средств казны (бюджета) муниципального образования "Беломорское городское поселение" возложена обязанность предоставить вне очереди на условиях договора социального найма Ротенко Р.С. на семью из пяти человек благоустроенную квартиру в черте города Беломорска Республики Карелия, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению - 20,9кв.м.
Решение вступило в законную силу 11 ноября 2014 г.
11 ноября 2014 г. выдан исполнительный лист серии ВС N (... ).
Исполнительный лист предъявлен к исполнению 03 февраля 2015 г, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия 04 февраля 2015 г. возбуждено исполнительное производство N (... ). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа установлен 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 июня 2015 г. с администрации взыскан исполнительский сбор.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 04 августа 2015 г. размер взысканного исполнительского сбора снижен до 37500 руб.
18 августа 2016 г. администрация привлечена на основании постановления.и.о. начальника отдела -и.о. старшего судебного пристава к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 30000 рублей.
20февраля 2017 г. постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом администрация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решение суда до настоящего времени не исполнено, исполнительное производство окончено 20 апреля 2018 г. по п.п.3 п.1 ст.47 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве" (в связи с отзывом взыскателя исполнительного документа).
Часть 1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления КонституционногоСуда Российской Федерации от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П, от 14 мая 2012г. N 11-П, от 10 марта 2016 г. N 7-П).
Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) установилправо взыскателя при нарушении в случае неисполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера обратитьсяв суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера" ч.8 ст.3изложена в иной редакции, предусматривающей право взыскателя на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Указанная редакция вступила в действие с 01 января 2017 г.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч.ч.2,3 ст.1 Федерального закона N68-ФЗ)
При этом в соответствии с п.п.40,48,55постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Таким образом, общий срок продолжительности исполнения судебного акта на день принятия настоящего решения составил 3 года2 месяца16 дней (с 04 февраля 2015 г. по 20 апреля 2018 г.).
Как следует из материалов дела, с момента возбуждения исполнительного производства и до момента окончания исполнительного производства административным ответчиком достаточных и эффективных мер для полного исполнения судебного постановления предпринято не было, что стало основанием для взыскания с него исполнительского сбора и привлечения к административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ на общую сумму взысканных санкций в размере 80000 руб.
Доказательств того, что административный истец препятствовал исполнению судебного акта суду не представлено.
При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п.5 ч.9 ст.3 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии с Уставами муниципального образования "Беломорское городское поселение" и муниципального образования "Беломорский муниципальный район", Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Беломорское городское поселение", утвержденным решением Совета муниципального образования "Беломорское городское поселение" от 17 ноября 2016 г. N 127, полномочия администрации муниципального образования "Беломорское городское поселение" возложены на администрацию муниципального образования "Беломорский муниципальный район", которая отвечает за исполнение бюджета Беломорского городского поселения.
Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Устава Беломорского городского поселения полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения Беломорского городского поселения.
Частью 4 ст.15 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Из отзыва административного ответчика следует, чтомуниципальный фонд из Беломорского городского поселения в Беломорский муниципальный район в пользование или в собственность муниципальному образованию не передавался, следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования "Беломорское городское поселение" в лице администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" за счет средств бюджета муниципального образования "Беломорское городское поселение".
Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что неисполнение решения суда влечет для Ротенко Р.С. негативные последствия в виде невозможности проживания самостоятельно в жилом помещении в г.Беломорске, также суд учитывает преклонный возраст административного истца, тот факт, что Ротенко Р.С. является ветераном труда, длительное время проживала в квартире, непригодной для проживания, что подтверждается пояснениями свидетеля Г, длительность неисполнения судебного акта, учитывает факт принятия административным ответчиком мер, направленных на исполнение судебного акта, руководствуясь принципом разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека, считает необходимым удовлетворить требования частично в размере 100000 рублей.
По мнению суда, именно указанная сумма позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу п.4 ст.4 Федерального закона N68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательствомРоссийской Федерации (п.3 ст.259 КАС РФ).
Порядок выдачи исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок установлен ч.3.1 ст.353 КАС РФ.
В соответствии со ст.111КАС РФс муниципального образования "Беломорское городское поселений" в лице администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" в пользуРотенко Р.С.за счет средств бюджета муниципального образования "Беломорское городское поселение" подлежат взысканию понесенные административным истцом судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180,259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ротенко Р.С. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования "Беломорский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район"за счет средств муниципального образования "Беломорское городское поселение" в пользу Ротенко Р.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 руб,а также судебныерасходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный СудРеспублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 06 августа 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.