Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Дубинина А.И.,
судей: Криволаповой Е.А, Шеховцовой Э.А,
при секретаре судебного заседания: Костина Э.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "РЖД" - Котелевской Т.А. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 мая 2018 года по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А,
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мещанский районный суд г.Москвы с указанным иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании ОАО "РЖД", в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций, устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, установив срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Мещанского районного суда г.Москвы от 19.12.2017 гражданское дело N 2-20859/2017 по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия направлено по подсудности в Минераловодский городской суд Ставропольского края.
В обоснование заявленного иска сторона истца указала, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Минераловодский центр организации работы железнодорожных станций), расположенного по адресу: Ставропольский край. г. Минеральные Воды, ул. Ленина, д. 12 а. В ходе проверки установлено, что Минераловодским центром организации работы железнодорожных станций и его структурными подразделениями разрабатываются Планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский, Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск, Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Болешевисткая Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь (разъезд), которые неоднократно возвращаются на доработку для устранения недостатков. В нарушение требований действующего законодательства о транспортной безопасности планы транспортной безопасности указанных станций Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций по настоящее время не утверждены и, как следствие, не реализованы планы. Значимость данного вопроса находится на постоянном контроле Губернатора Ставропольского края.
Так, в августе 2017 года в Минераловодскую межрайонную транспортную прокуратуру поступила информация из Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, указывающая на значительные недостатки в антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта Ставропольского края. Согласно указанным сведениям в настоящее время утверждение планов обеспечения транспортной безопасности на железнодорожных станциях осложняется ненадлежащей работой, сотрудников Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций. По мнению специалистов Межрегионального территориального управления Ространснадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - МТУ Ространснадзора по СКФО), это происходит из-за того, что руководством Северо-Кавказской дирекции управления движением ОАО "РЖД" игнорируются требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Одной из причин затягивания процедуры разработки и утверждения планов транспортной безопасности также является обвязывание начальников железнодорожных станций самостоятельно разрабатывать планы обеспечения транспортной безопасности без привлечения специалистов (консультантов в этой области), что зачастую не позволяет им давать квалифицированную оценку существующим угрозам. Указанный недостаток в антитеррористической защищенности железнодорожных станций способствует беспрепятственному проникновению посторонних лиц в зону транспортной безопасности вокзалов в обход пунктов досмотра ручной клади и багажа. Это связано с тем, что железнодорожные вокзалы территориально располагаются на железнодорожных станциях, которые в свою очередь имеют неогороженную территорию (отсутствие ограждений и инженерных средств защиты по периметру станций), через которую существует возможность проникновения лиц, вынашивающих намерения совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера в местах массового скопления людей.
Таким образом, реализация мероприятий по ограждению станций и укреплению их средствами инженерной защиты возможна только входе реализации планов обеспечения транспортной безопасности. С учетом изложенного, от Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций требуется принятие неотложных мер по должному обеспечению на рассматриваемых - железнодорожных станциях транспортной безопасности. Данный факт ставит под угрозу состояние защищенности указанных станций от актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта и может повлечь причинение вреда жизни (здоровью) неопределенного круга лиц, уничтожение (повреждение) имущества всех форм собственности. Согласно п. 1.1 Положения о Минераловодском центре организации работы железнодорожных станций, утвержденного 10.04.2015 начальником Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее - Положение), Минераловодский центр организации работы железнодорожных станций является подразделением Северо-Кавказской Дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД". В силу п. 2.2.31 Положения Минераловодский центр организации работы железнодорожных станций в соответствии с требованиями ФЗ N 16-ФЗ организует проведение мероприятий по защите производственных объектов и работников центра от террористических актов, следовательно, наделен полномочиями и в его компетенцию входит обеспечение транспортной безопасности на рассматриваемых железнодорожных станциях.
Согласно пп. 1, 10 ч. 1 ст. 1 ФЗ N 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, под которыми понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. В силу ч. 1 ст. 4 ФЗ N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании. В силу вышеуказанных требований действующего законодательства ОАО "РЖД" являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский, Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск, Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Большевистская Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь "разъезд) обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, в который входят объекты транспортной инфраструктуры - указанные железнодорожные станции, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного замешательства. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В силу чч. 2, 4 ст. 9 ФЗ N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. При этом реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры поэтапно. В соответствии с подп. 6, 7 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, субъект транспортной инфраструктуры обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и реализовать его поэтапно в предусмотренные этим планом сроки.
Согласно подп. "в" п. 5, подп. "а" п. 18 Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД", утвержденного приказом ОАО "РЖД" от 12.12.2011 N 183, во исполнение положений ФЗ N16-ФЗ, к числу основных принципов организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД", в том числе относится планирование мероприятий, обеспечивающих транспортную безопасность объектов железнодорожного транспорта. При этом филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД" организуют в порядке и по правилам, установленным Минтрансом России, проведение оценки уязвимости находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта в соответствии с установленной категорией, планируют мероприятия по обеспечению транспортной безопасности этих объектов и организуют их реализацию.
В ходе проверки реализации требований законодательства в сфере транспортной безопасности на железнодорожных станциях установлено следующее:
Железноводск (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/0061, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 11.02.2013);
Кисловодск (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3298. дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 11.02.2013);
Подкумок (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3145, дата внесенияв реестр- 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 11.02.2013);
Ессентуки (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3280, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 11.02.2013);
Скачки (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3341, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 11.02.2013);
Пятигорск (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3331, дата внесения в реестр 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 11.02.2013);
Лермонтовский (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3100, дата внесения в реестр-03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 11.02.2013;
Минеральные Воды (объект 1 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3315, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 13.03.2013);
Виноградная (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3011, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден (17.02.2014);
Георгиевск (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3264, дата внесения в реестр 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 30.09.2014);
Зольский (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3287, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 17.02.2014);
Аполлонская (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/0040, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден (17.02.2014);
Солдатская (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3184, дата внесения в реестр 17.02.2014, результат оценки уязвимости утвержден (17.02.2014);
Мокрая Буйвола (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3119, дата внесения в реестр 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден (11.11.2013);
Благодарное (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3258, дата внесения в реестр 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден (11.11.2013);
Большевистская Искра (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/2998, дата внесения в реестр - 03.03.201 1, результат оценки уязвимости утвержден 11.11.2013);
Буденновск (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3257, дата внесения в реестр - 03.03.2011. результат оценки уязвимости утвержден 22.03.2013);
Плаксейка (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3140, дата внесения в реестр 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 22.03.2013);
Маслов Кут (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3109, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 22.03.2013);
Зеленокумск (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3288, дата внесения в реестр- 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 22.03.2013);
Кума (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3091, дата внесения з реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 22.03.2013);
Михайловская (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3117, дата внесения в реестр- 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 22.03.2013)
Нагутская (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3126, дата внесения в реестр - 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 17.02.2014);
Суворовская (объект 2 категории, реестровый номер УТБ-7/4/3194, дата внесения в реестр- 03.03.2011, результат оценки уязвимости утвержден 17.02.2014);
Новая жизнь (разъезд) (объект 2 категории, реестровый номер УТБ- 7/4/3322, дата внесения в реестр - 03.03.2011. результат оценки уязвимости утвержден 11.11.2013).
Вместе с тем по состоянию на 08.08.2017 в нарушение вышеуказанных норм закона Минераловодским центром организации работы железнодорожных станций планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский, Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск, Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Болешевистская Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь (разъезд) надлежащим образом не разработаны, не направлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта и. как следствие, не реализованы. Без разработки и утверждения указанных планов не представляется возможным понуждение субъекта транспортной инфраструктуры к реализации предусмотренных им мер по транспортной безопасности, в связи с чем, уровень обеспечения транспортной безопасности на указанных железнодорожных станциях относящихся к объектам повышенной опасности, не соответствует степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также предъявляемым государством требованиям по защите объектов транспорта от противоправных посягательств. В связи со сложной обстановкой на территории Северо-Кавказского региона, реальностью угроз совершения актов незаконного вмешательства, вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта, требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства о транспортной безопасности.
Некачественная разработка планов обеспечения транспортной безопасности влечет за собой не утверждение их ФАЖТ, а также свидетельствует об уклонении субъекта транспортной инфраструктуры от принятия комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности на указанных станциях, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров и работников станции, ввиду невозможности реализовать планы мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Более того, совершение акта незаконного вмешательства на рассматриваемых железнодорожных станциях может повлечь человеческие жертвы, причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта в Северо-Кавказском транспортном регионе. Считает, что неправомерным бездействием Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций нарушаются права на жизнь, здоровье неопределенного круга лиц из числа пассажиров и работников железнодорожного транспорта, что служит основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Указывает, что исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, которые могут пострадать в результате совершения на указанных железнодорожных станциях актов незаконного вмешательства, привлечь их в процесс в качестве истцов - не представляется возможным. Учитывая финансовые возможности ответчика ОАО "РЖД", а также значимость реализации мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности указанных станций, разумным сроком разработки и направления на утверждение в ФАЖТ планов обеспечения транспортной безопасности является 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
После уточнения заявленных требований истец просил суд обязать ОАО "РЖД", в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский. Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск. Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Большевистская Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь (разъезд) и утверждение в установленном порядке их результатов, установив срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, после чего разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 мая 2018 года требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" - удовлетворены. Суд первой инстанции постановилобязать ОАО "РЖД", в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский, Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск, Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Большевистская Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь (разъезд) и утвердить в установленном порядке их результаты, установив срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, после чего разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика ОАО "РЖД" - Котелевская Т.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Указывает, что Закон о транспортной безопасности (ст. 5) не предусматривает сроков, в течении которых субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры путем заключения договоров со специализированной организацией, не наделяет Министерство транспорта правом устанавливать такой срок; более того, не наделяет Министерство таким правом и Положение о нем, утвержденное постановлением Правительства от 30.07.2004 N 395. Обращает внимание на то, что в соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте ОАО "РЖД" обеспечило проведение оценки уязвимости всех своих субъектов транспортной инфраструктуры, в том числе спорных станций, в соответствии с Требованиями N 43 путем заключения договоров со специализированными организациями, затратив на эти цели около 5 миллиардов рублей; результаты оценок уязвимости утверждены ФАЖТ в течении 2011-2014 г..г, что не оспаривается истцом; ввиду чего, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик вопреки законодательству не обеспечил проведение оценки уязвимости указанных истцом станций - не основан на материалах дела. Указывает, что по результатам оценок уязвимости ОАО "РЖД" неоднократно разрабатывало и направляло на утверждение в ФАЖТ планы обеспечения транспортной безопасности, но они возвращались без утверждения и объяснения причин отказа в утверждении в ожидании Требований по обеспечению транспортной безопасности, которые подлежали установлению Правительством. Поясняет, что в связи с вступлением в силу с 01.07.2017 Требований N 495 ОАО "РЖД" лишено возможности разработать и направить на утверждением в ФАЖТ планы обеспечения транспортной безопасности станций, так как обязано повторно провести их оценку уязвимости.
Вместе с тем, указывает, что сроки проведения уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" с учетом их многочисленности и значительных финансовых затрат определены распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р и составляют 4 года, в распоряжении спорные объекты в качестве первоочередных не указаны; следовательно, при необходимости повторного проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" по независящим от ОАО "РЖД" причинам - нет правовых оснований пересматривать названные сроки, а также одномоментно проводить оценку уязвимости всех объектов, в том числе не отнесенных к первоочередным. Полагает, что с учетом времени, истекшего с даты вступления в силу Требований N 495, ОАО "РЖД" вправе обеспечить проведение оценки уязвимости своих объектов транспортной инфраструктуры до июля 2021 года, то есть - в течение 3 лет. Считает, что удовлетворение требований истца не приведет к реальной защите прав неопределенного круга лиц, так как невозможно понудить ОАО "РЖД" сделать то, что оно объективно не может выполнить.
В своих возражениях относительно доводов апелляционной жалобы заместитель межрайонного транспортного прокурора Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры - Фисун Д.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя ответчика ОАО "РЖД" - Егорову Э.К, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заместителя транспортного прокурора Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры - Фисун Д.В, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные истцом исковые требований и удовлетворяя в их, суд первой инстанции законно и обоснованно сослался на положения Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, Федерального закона от 23.07.2013 N208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов", в соответствии с которыми к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции. Вместе с тем, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Так, железнодорожные станции, входящие в состав Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций, расположенные на территории Минераловодского транспортного региона, являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования. Так, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное их облуживание на железнодорожных вокзалах и пассажирских платформах. Под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено федеральными законами. При этом, к числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В частности, под категорированием объектов транспортной инфраструктуры понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При этом, определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства - представляет собой оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. При этом, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, объекты - железнодорожные станции Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский, Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск, Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Болешевистская Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь (разъезд) состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД".
В ходе рассмотрения судом первой инстанции спора по существу, установлено, что основанием для обращения Минераловодского транспортного прокурора с иском в суд послужило нарушение требований действующего законодательства о транспортной безопасности, ввиду не проведения ответчиком оценки уязвимости указанных объектов до настоящего времени и не утверждения планов транспортной безопасности указанных станций Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций по настоящее время.
Как усматривается из материалов гражданского дела, после вступления в силу 01.07.2017 новых Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, ОАО "РЖД" возложенную на него законодательством обязанность по исполнению мероприятий направленных на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры - не исполнило, договор со специализированной организацией, уполномоченной проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры до настоящего времени не заключен, мероприятия по проведению конкурсных процедур по выбору организации для проведения оценки не проведены.
Ввиду чего, суд первой инстанции, проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах дела доказательства пришел к верному суждению о том, то именно субъект транспортной инфраструктуры, которым в данном случае является ОАО "РЖД", должен организовать проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры путем совершения необходимых для этого действий. И, учитывая, что факт нарушения ОАО "РЖД" требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, что в свою очередь может повлечь негативные последствия для неопределённого круга лиц, причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта в Северо-Кавказском транспортном регионе, - установлен, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, с чем судебная коллегия соглашается.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об установлении для принятия ответчиком мер для обеспечения проведения оценки уязвимости рассматриваемых объектов, (соблюдение конкурсных процедур по выбору организаций на право оказания услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортного комплекса, заключение договора на проведение такой оценки и т.д.) срока в 1 месяц, поскольку согласно подпункта 17 пункта 5 Требований N 495 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости в течение 3 месяцев с даты изменения положений документа, регламентирующего меры по защите.
Более того, судебная коллегия обращает внимание на то, что срок проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов не является пресекательным, так как в утверждении результатов оценки уязвимости может быть отказано, что предполагает устранение недостатков оценки и повторное представление на утверждение, в связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым, указание в решении суда первой инстанции на устранение допущенных нарушений в течение 1 месяцев со дня вступления решения в законную силу - является неверным и подлежащим исключению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, по сути сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельствах, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 15 мая 2018 года в части указания суда на возложение на ОАО "РЖД" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением - структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский, Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск, Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Большевистская Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь (разъезд) и утвердить в установленном порядке их результаты в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу - отменить.
В этой части принять новое решение. В удовлетворении исковых требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в части указания суда на возложение на ОАО "РЖД" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Дирекции управления движением - структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Железноводск, Кисловодск, Подкумок, Ессентуки, Скачки, Пятигорск, Лермонтовский, Минеральные Воды, Виноградная, Георгиевск, Зольский, Аполлонская, Солдатская, Мокрая Буйвола, Благодарное, Большевистская Искра, Буденновск, Плаксейка, Маслов Кут, Зеленокумск, Кума, Михайловская, Нагутская, Суворовская, Новая жизнь (разъезд) и утвердить в установленном порядке их результаты в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу - отказать.
В остальной части это же решение - оставить без изменения, апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.