Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
председательствующего судьи Киселева Г.В.
судей Шурловой Л.А, Медведевой Д.С.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Будулич С.И. на решение Георгиевского городского суда от 16 апреля 2018 года по делу по иску Будулич С.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) об оспаривании решения пенсионного органа, по докладу судьи Шурловой Л.А,
установила:
Истец обратился в суд с настоящим иском о возложении на ответчика обязанности включить в его трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера следующие периоды:
нахождения его в учебном отпуске с 14 ноября 1989 года по 24 ноября 1989 года,
периоды осуществления им трудовой деятельности на Хаймолинском рыбозаводе Камчатской области по сезонному трудовому договору с 01 сентября 1984 года по 28 декабря 1984 года,
с 01 февраля 1988 года по 31 марта 1988 года в должности техника газокаратажного отряда в Витимской партии ГИС,
с 01 декабря 1990 года по 30 апреля 1991 года в должности геолога геофизика в отряде ГТИ,
с 01 июня 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности геолога геофизика в отряде ГТИ,
с 01 мая 1994 года по 31 декабря 1994 года в должности геофизика второй категории,
с 01 января 1996 года по 31 января 1996 года в должности геофизика второй категории в АО "Лена Нефтегаз". Считает, что невключение указанных периодов в его трудовой стаж в районах Крайнего Севера, со ссылкой на отсутствие сведений о заработной плате в указанные периоды, препятствует ему в получении пенсии в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснила, что истцу назначена страховая пенсия по старости досрочно при наличии у него страхового стажа для определения права на пенсию продолжительностью 28 лет 8 месяцев 17 дней, в том числе, 12 лет 6 месяцев 19 дней в районах Крайнего Севера. Пенсию истец получает в полном объеме согласно стажу работы. Спорные периоды его трудовой деятельности включены в стаж работы быть не могут, поскольку за указанные периоды отсутствуют сведения о заработной плате истца.
Решением Георгиевского городского суда от 16 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований - отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное. Указывает, что документом, подтверждающим периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка, которая содержит сведения, подтверждающие заявленные периоды. В ней также содержатся сведения о времени следования в пути от работодателя до места работы, которое включается в трудовой стаж. Истец осуществлял трудовую деятельность с 1986 по 1996г. и нормы закона 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" на него не распространяются.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит отклонить доводы жалобы, как несостоятельные.
Судебная коллегия полагает возможным с учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие извещенных и не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражении, заслушав истца Будулич С.И, поддержавшего доводы жалобы и просившего об их удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, пенсия по старости назначена Будулич С.И. досрочно с 07 января 2017 года в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ, с даты достижения им возраста 56 лет, так как истец выработал требуемый стаж и его ИПК составил 57,154.
Спорные периоды не были включены истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по причине отсутствия сведений о начислении заработной платы в спорные периоды, о чем свидетельствуют предоставленные истцом справки о периодах работы и размере заработной платы в период его трудовой деятельности в различных организациях.
В апреле 2017 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом включения спорных периодов его работы в районах Крайнего Севера, а также периода нахождения его в учебном отпуске.
Письмом N 06-27/66 от 14 апреля 2017 года пенсионный орган отказал истцу в перерасчете пенсии, разъяснив, что при установлении размера страховой части пенсии в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, размер пенсионного капитала зависит от продолжительности стажа и размера заработной платы, предоставленной для исчисления пенсии. При определении размера страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ к размеру страховой части трудовой пенсии по старости прибавляется фиксированная выплата, и общий размер пенсии с 07 января 2017 года составил 8803,76 рублей, после корректировки 8852,40 рублей.
За спорные периоды трудовой деятельности истца в архивных справках, уточняющих период и характер работы, указано об отсутствии сведений о заработной плате Будулич С.И. (причины неизвестны), как следствие, отсутствии оснований для перерасчета назначенной истцу страховой пенсии и необоснованности доводов апелляционной жалобы по включению в льготный стаж спорных периодов для перерасчета назначенной трудовой пенсии по старости в связи с работой в РКС.
Данные периоды в стаж страховой пенсии по старости, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не могли быть включены, право истца на досрочную пенсию реализовано 07.01.2017г, получает пенсию по достижению возраста 56 лет.
Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (как в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, так и в редакции, действовавшей до его вступления в силу) направлены на обеспечение сохранения права граждан на применение повышенного отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при установлении расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 года для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на указанную дату, в равной степени распространяются на всех лиц, которые приобрели пенсионные права до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 N 1314-О).
Как следует из представленных материалов, истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в связи с тем, что он на 1 января 2002 года не проживал в районах Крайнего Севера и не имел необходимого стажа работы в указанных районах ( требуемом 15 лет, тогда как стаж истца составил 12 лет 6 месяцев 19 дней), что не дает право на применение повышенного отношения заработков при исчислении размера пенсии.
Поскольку размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости, включающую в себя часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, расчетный размер трудовой пенсии по пункту 3 этой статьи устанавливается по формуле РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП.
При этом значение размера районного коэффициента, установленного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитывается в повышенном размере в отношении среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП), когда он превышает 1,2 только в отношении тех лиц, которые проживали по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона, либо без относительно их проживания, если они отработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Закона).
Отсутствие у заявителя оснований для применения к нему положений пунктов 1 и 2 статьи 28 настоящего Федерального закона, свидетельствует об отсутствии оснований для применения расчетного размера трудовой пенсии с повышенным (свыше 1,2) отношением СР /СП. Продолжительность стажа для оценки пенсионных прав (на 01.01.2022г.) составила бы 17 лет 7 месяцев 26 дней, при требуемом стаже для мужчин 25 лет. Размер страховой части пенсии был исчислен по сведениям о заработке за 60 месяцев за период работы с 01.06.1994 по 31.05.1999г.(отношение составило 4,098), в данном случае учитывается в размере не свыше 1,2.
Период нахождения истца в учебном отпуске с 14 ноября 1989 года по 24 ноября 1989 года не включен с льготный стаж по той причине, что сведения о таком отпуске содержатся только в личной карточке истца формы Т-2, вместе с тем сведений, в каком образовательном учреждении обучался истец в указанный период направлении его на учебу, сохранении за ним на период учебы заработной платы по месту работы, материалы дела не содержат, документ об образовании за указанный период истцом не представлен в соответствии со ст. 173 ТК РФ, ст. 198 Кодекса законов о труде РФ (утв. ВС РСФСР 09 декабря 1971 г.), действовавшим в спорный период и до 01 февраля 2002 года.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 19 декабря 2016 г. N 310-КГ16-16885 по делу N А48-5811/2015, на основании абз. 2 п. 5 Правил N 516 периоды нахождения работников в дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставленном в соответствии с положениями ч. 2 ст. 116 ТК РФ, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанные периоды за работником сохраняется средняя заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В настоящем случае такие данные не представлены.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что спорные периоды его работы подтверждаются его трудовой книжкой установленного образца, т.е. включаемых в расчетный пенсионный капитал, по сути, повторяют основания заявленных исковых требований, направлены на переоценку выводов суда и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы, поскольку исходя из представленных документов пенсионный орган и суд первой инстанции сделали обоснованный вывод о недоказанности заявленных требований, решение суда 1-й инстанции следует признать законным, доводы жалобы не опровергают выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Георгиевского городского суда от 16 апреля 2018 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.