Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Солдатовой С.В, Луневой С.П,
при секретаре Габриеляне М.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе Коротун А.И. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 17 мая 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Коротун Алексея Ивановича к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права,
заслушав доклад судьи Солдатовой С.В,
установила:
Коротун А.И. обратился в суд с настоящим иском, указав, что постановлением главы администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района СК от 17.01.2000 г. N 1/3 Ессентукскому филиалу Ставропольской краевой организации Российского Фонда инвалидов войны в Афганистане в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, площадью 645 кв.м для строительства пункта по заправке автомобилей сжиженным газом, расположенный по адресу: "адрес", Восточная сторона.
Коротун А.И. по согласованию с руководством краевой организации названного Фонда за собственные средства возвел на указанном земельном участке гараж.
В феврале 2018 года Коротун А.И. обратился в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК (Межмуниципальный отдел по г. Ессентуки и Предгорному району), подав заявление о государственной регистрации права собственности на гараж, общей площадью 67,8 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", Восточная сторона.
19.02.2018 года административным ответчиком принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, по тем основаниям, что на указанный гараж, расположенный на не принадлежащем заявителю земельном участке, не представлен правоустанавливающий документ.
Полагая, что приостановление государственной регистрации его права собственности на гараж является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, административный истец просил суд признать незаконным уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - гараж, общей площадью 67,8 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", Восточная сторона, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления Коротун Алексея Ивановича от 07.02.2018 г. и представленных документов.
Обжалуемым решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 17 мая 2018 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований Коротун А.И. отказано.
Не согласившись с названным решением суда, Коротун А.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Полагает, что им представлены все необходимые документы для регистрации его права собственности на гараж.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители административного истца и административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, будучи заблаговременно извещенными о его дне и времени, что подтверждается сведениями о получении адресатами почтовой корреспонденции, содержащимися на официальном сайте Почты России, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
В связи с чем, в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административно истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 07.02.2018 г. Коротун А.И. обратился в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК (межмуниципальный отдел по г. Ессентуки и Предгорному району) с заявлением о государственной регистрации права собственности на гараж, площадью 67,8 кв.м,с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", Восточная сторона.
Согласно уведомлению управления Федеральной службы - государственной регистрации, кадастра и картографии по СК (межмуниципальный отдел по г. Ессентуки и Предгорному району) о приостановлении государственной регистрации N от 19 февраля 2018 года и материалам административного дела, из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что гараж, о регистрации права собственности на который заявлено Коротун А.И, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:29:110158:246, площадью 703 кв.м, земли населенных пунктов - для строительства пункта по заправке автомобилей, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования Ставропольской краевой общественной организации инвалидов Войны в Афганистане, о чем сделана запись N от 28.06.2001 г.
Государственная регистрация права собственности на указанный гараж приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, а именно не представлен правоустанавливающий, документ подтверждающий наличие права собственности на гараж.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 ст. 21 названного федерального закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В свою очередь, как следует из фактических обстоятельств настоящего дела, административным истцом не представлено документов, подтверждающих возникновение у него права собственности на гараж, за государственной регистрацией которого он обратился.
В силу части 1 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
В силу положений ч. 10 названной статьи, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу подп. 1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Анализ приведенных норм права позволяет прийти к выводу, что для осуществления государственной регистрации права собственности на гараж Коротун А.И, в отсутствие у него права на земельный участок, на котором расположен его гараж, должен был предоставить документ, подтверждающий возникновение права собственности на него.
На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имелось, поскольку обжалуемое уведомление управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (межмуниципальный отдел по г. Ессентуки и Предгорному району) соответствует Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Само по себе несогласие административного истца с обжалуемым уведомлением, не является основанием для признания незаконным оспариваемого решения
Судебная коллегия соглашается с обжалуемыми выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, а также требованиям закона, которым руководствовался суд, подробно изложив их в обжалуемом решении.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны административного истца, изложенную в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 17 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.