Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воейкова А.А,
судей Милашовой Л.В, Логвина В.Н,
при секретаре Назаровой О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании суда дело по апелляционной жалобе администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 03 июля 2018 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Дягилева Леонида Александровича к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области N от 17 мая 2018 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Возложить на администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области обязанность повторно рассмотреть заявление Дягилева Л.А. от 16 апреля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Дягилева Леонида Александровича к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в пользу Дягилева Леонида Александровича судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Милашовой Л.В, объяснения административного истца Дягилева Л.А, представителя административного ответчика администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области - Синецкой Л.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дягилев Л.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в обоснование заявленных требований указал, что 16 апреля 2018 года он обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом от 17 мая 2018 года N администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области отказала в утверждении схемы расположения земельного участка. Отказ мотивирован тем, образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Р7 - зона размещения объектов туристического назначения. Правилами землепользования и застройки Заборьевского сельского поселения не установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков применительно к целевому использованию земельного участка. Также в качестве мотива отказа приведен п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права и интересы относительно участия в аукционе на право заключения договора аренды вновь образуемого земельного участка, дальнейшего его приобретения в собственность и использования в личных целях.
Просил суд признать незаконным отказ администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать администрацию МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области устранить допущенные нарушения, согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на плане территории.
Суд удовлетворил частично заявленные административные исковые требования, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу. Полагает, что заявленные административным истцом требования не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства, а подлежат рассмотрению и разрешению в исковом производстве, предусмотренном ГПК РФ, поскольку имеется спор о праве, исключающий возможность разрешения спора в порядке административного судопроизводства.
В возражениях на апелляционную жалобу Дягилев Л.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области - Синецкая Л.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный истец Дягилев Л.А. возражал против доводов жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Как установилсуд и подтверждается материалами дела, 16 апреля 2018 года Дягилев Л.А. направил в администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье, на кадастровом плане территории, для оформления земельного участка с разрешенным использованием: специальные культурно-спортивные развлекательные сооружения.
Решением администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области N от 17 мая 2018 года административному истцу было отказано в согласовании схемы размещения земельного участка на основании п. 1 ст. 11.9, п. 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Указано, что образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Р7 (зона размещения объектов туристического назначения), для которой Правилами землепользования и застройки Заборьевского сельского поселения не установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков применительно к целевому использованию формируемого земельного участка.
Положения ст. 11.10 Земельного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пп. 3 п. 16 данной нормы основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.Согласно требованиям, предъявляемым статьей 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым или измененным земельным участкам, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (п.1). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6).
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
В отношении территории, в пределах которой расположен испрашиваемый земельный участок, действуют Правила землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденные решением Совета депутатов МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области N 45 от 17.12.2014 года, согласно которым образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Р7 (зона размещения объектов туристического назначения); в ней в качестве одного из основных видов разрешенного использования указано: специальные культурно-спортивные развлекательные сооружения, что подтвердили стороны.
Данный вид разрешенного использования указан административным истцом в заявлении об утверждении схемы размещения земельного участка от 16 апреля 2018 года.
Однако названные Правила землепользования и застройки не устанавливают предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков применительно к целевому использованию.
В силу ч.1.1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ в этом случае, когда в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Учитывая изложенное, в соответствии положениями ст. 11.10 Земельного кодекса РФ неустановление градостроительными регламентами предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков применительно к их целевому использованию основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка не является.
Доводы административного ответчика о том, что образование испрашиваемого истцом земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Как правильно указал суд, по смыслу п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка не должно приводить к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Между тем, в чем именно заключается вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости, какие имеются недостатки, препятствующие рациональному использованию и охране земель, в оспариваемом решении органа местного самоуправления не указано.
Из представленной к утверждению схемы расположения земельного участка границы испрашиваемого земельного участка не пересекают границы иных земельных участков, кадастровых кварталов и территориальных зон. Более того, они установлены по границам смежных территориальных зон Р7 - зона размещения объектов туристического назначения и Ж4 (зона жилой застройки), что не оспаривал представитель административного ответчика в суде апелляционной инстанции.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в утверждении схемы размещения земельного участка не является законным.
Доводы жалобы о том, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного производства, является ошибочным и противоречит положениям главы 22 КАС РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было, в связи с чем оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 03 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.