Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Фаргиева И.А,
судей Цурова Х.М. и Кориговой М.А,
при секретаре Кариевой Х.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хадзиева Хуссейна Мухамедовича и Хадзиева Хамзата Мухамедовича об оспаривании действий Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Чаниева Ю.А. на решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 31 мая 2018 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Хадзиев Хуссейн М. и Хадзиев Хамзат М. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий УВМ МВД по Республике Ингушетия, выразившихся в отказе в продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца. В обоснование административного иска указано, что административные истцы являются вынужденными переселенцами из РСО-Алания, срок действия статуса вынужденного переселенца был продлен им до 26 мая 2017 г. При очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УВМ МВД по Республике Ингушетия отказало им в его продлении ввиду получения их семьей государственной поддержки на восстановление разрушенного жилья по адресу: РСО-Алания, с. Ир, ул. Интернациональная, 6. Считают отказ административного ответчика нарушающим их право на жилищное обустройство на прежнем месте жительства, поскольку с.Ир относится к территории, запрещенной для въезда лиц ингушской национальности. Просят суд признать действия административного ответчика неправомерными, возложить на УВМ МВД по Республике Ингушетия обязанность по продлению им срока действия статуса вынужденного переселенца на один год.
В судебном заседании административные истцы Хадзиев Хуссейн М. и Хадзиев Хамзат М. административные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Чаниев Ю.А. требования административных истцов не признал и просил в их удовлетворении отказать по мотивам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Решением Карабулакского районного суда от 31 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
На УВМ МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность по продлению административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца на один год.
В апелляционной жалобе представителя административного ответчика Чаниева Ю.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Автор жалобы указывает, что у административных истцов отсутствуют обстоятельства, препятствующие их жилищному обустройству, поскольку им оказана государственная поддержка на восстановление разрушенного жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ N 274 от 6 марта 1998 г. "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.", в связи с чем УВМ МВД по Республике Ингушетия правомерно отказало административным истцам в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Кроме того, административными истцами пропущен срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. С заявлением о восстановлении указанного срока административные истцы не обращались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Чаниева Ю.А, поддержавшего доводы жалобы, административных истцов Хадзиева Хуссейна М. и Хадзиева Хамзата М, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон о вынужденных переселенцах) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N467- ФЗ ст. 5 Закона о вынужденных переселенцах дополнена п. 5, согласно которому срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно указанных в данном пункте оснований, в перечне которых значится неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения (подп. 5).
Пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 июня 2012 года N 218 (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения), установлено, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В силу п. 49 Административного регламента для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока действия статуса и документы, указанные в пунктах 17.2, 17.3 Административного регламента.
Таким образом, необходимым условием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца является одновременно наличие оснований, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия этого статуса, перечисленных в пункте 5 части 5 Закона о вынужденных переселенцах, а также обращение с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не позднее дня его истечения.
Судом установлено, что Хадзиев Хуссейн М. и Хадзиев Хамзат М. признаны вынужденными переселенцами, о чем им выданы удостоверения (л.д. 3). Статус вынужденного переселенца административным истцам в последний раз был продлен до 26 мая 2017 г.
Уведомлением УВМ МВД по Республике Ингушетия от 26 марта 2018 г. административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением господдержки на восстановление разрушенного жилья в рамках постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 274 "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.".
Факт получения господдержки административными истцами не оспаривается, материалами административного дела подтвержден.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у административных истцов обстоятельств, препятствующих их жилищному обустройству, в связи с чем находит отказ УВМ МВД по Республике Ингушетия в продлении Хадзиевым срока действия статуса вынужденного переселенца основанным на нормах действующего законодательства.
Доводы административных истцов о невозможности возвратиться на прежнее место жительства судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не подтверждены материалами административного дела.
Кроме того, административными истцами пропущен срок обращения в УВМ МВД по Республике Ингушетия с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Так, срок действия статуса вынужденного переселенца истекал у административных истцов 26 мая 2017 г, однако с заявлением о его продлении они обратились 22 февраля 2018 г, то есть по прошествии 9 месяцев с момента его истечения (л.д. 29-30).
Нахождение административного истца Хадзиева Хуссейна М. на стационарном лечении в период с 4 по 12 апреля 2017 г. не препятствовало последнему своевременно обратиться в миграционный орган с соответствующим заявлением.
Довод административных истцов о том, что пропуск срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса был вызван неправомерными действиями сотрудников территориального органа миграционной службы судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он не подтверждается материалами дела.
Кроме того, административные истцы имели возможность для своевременной подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, либо путем направления названного заявления посредством почтовой связи.
Другие доказательства уважительности причин пропуска указанного срока в материалах дела не имеются и суду не представлены.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не учел названные обстоятельства и принял решение с нарушением норм материального права, в связи с чем оспариваемое судебное постановление подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя административного ответчика Чаниева Ю.А. удовлетворить.
Решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 31 мая 2018 г. отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Хадзиева Хуссейна Мухамедовича и Хадзиева Хамзата Мухамедовича об оспаривании действий Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.