Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Варнавского В.М, Диденко О.В,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, Кузьмину А. Н. о признании бездействий незаконными, изменении формулировки основания увольнения
по апелляционному представлению истца прокурора Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом исполняющего обязанности начальника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края *** л/с от ДД.ММ.ГГ Кузьмин А.Н. назначен на главную должность государственной гражданской службы Алтайского края начальником - лесничим отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Бобровскому лесничеству.
Приказом от ДД.ММ.ГГ *** л/с служебный контракт с Кузьминым А.Н. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГ расторгнут по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона N79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации" по инициативе гражданского служащего с ДД.ММ.ГГ.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с иском, в обоснование которого с учетом уточнений указал, что Кузьмин А.Н. являлся должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти.
В соответствии с п.п.6, 8 ч.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N79-ФЗ) в связи с исполнением должностных обязанностей гражданскому служащему запрещается получать вознаграждения от физических и юридических лиц (оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а также использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество.
В нарушение указанного запрета Кузьмин А.Н. на протяжении нескольких лет при наличии конфликта интересов проводил проверки соблюдения лесного законодательства ООО "Бобровский лесокомбинат", арендующего на основании договора аренды *** от ДД.ММ.ГГ лесной участок Бобровского лесничества для заготовки древесины и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
При исполнении служебных обязанностей неоднократно, начиная с 2012 года на автозаправочной станции, принадлежащей ООО "Бобровский лесокомбинат", на безвозмездной основе в личных целях осуществлял заправку дизельным топливом служебного автомобиля марки " "данные изъяты".
Органами прокуратуры края и ранее выявлялись факты игнорирования Кузьминым А.Н. требований антикоррупционного законодательства в части непринятия мер по урегулированию конфликта интересов.
ДД.ММ.ГГ на имя заместителя Губернатора края Лукьянова А.Н. вносилось представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений лесного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, в том числе по факту непринятия мер по уведомлению представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов при осуществлении функций государственного контроля и надзора в отношении ООО "Бобровский лесокомбинат", где главным бухгалтером работала жена Кузьмина А.Н.
Представление вносилось в 2016 году и Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края по факту непринятии мер по урегулированию возникшего конфликта интересов при проведении Кузьминым А.Н. проверок соблюдения лесного законодательства ООО "Бобровский лесокомбинат".
За период 2013 год - первое полугодие 2017 года по фактам нарушения должностными лицами ООО "Бобровский лесокомбинат" лесного законодательства составлено 72 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.8.25, 8.27, 8.31, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ни одного протокола в отношении юридического лица.
По фактам непринятия Кузьминым А.Н. мер по урегулированию конфликта интересов прокуратурой Алтайского края исполняющему обязанности министра природных ресурсов и экологии Алтайского края ДД.ММ.ГГ внесено представление, в котором ставился вопрос об устранении выявленных нарушений. Однако приказом от ДД.ММ.ГГ *** л/с служебный контракт с Кузьминым А.Н. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГ расторгнут по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона N79-ФЗ (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).
В силу ч.3.2 ст.19 Федерального закона N79-ФЗ, ст.11 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N273- ФЗ непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.1 ч.1 ст.37, п.1 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации").
В нарушение перечисленных требований закона Кузьмин А.Н. не был уволен за утрату доверия, что, по мнению истца, свидетельствует об игнорировании должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии края основных принципов противодействия коррупции, предусмотренных ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N273-Ф3 "О противодействии коррупции", таких как законность и неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Вопреки положениям п.18 ч.1 ст.44, ч.1 ст.59.3 Федерального закона от N.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации" проверка по доводам представления о несоблюдении Кузьминым А.Н. требований об урегулировании конфликта интересов подразделением кадровой службы Министерства природных ресурсов и экологии края по профилактике коррупционных и иных правонарушений не проводилась.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений требований, прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по непринятию мер к расторжению служебного контракта с Кузьминым А.Н. в связи с утратой доверия, непроведению проверки по поступившему представлению прокурора края о несоблюдении Кузьминым А.Н. требований об урегулировании конфликта интересов, возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обязанности изменить формулировку основания увольнения Кузьмина А.Н. с увольнения по инициативе служащего на увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с п.1.1 ч.1 ст.37, п.1 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации" путем внесения изменений в приказ от ДД.ММ.ГГ *** л/с и трудовую книжку Кузьмина А.Н.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 апреля 2018 года, с учетом определения об исправлении описки от 30.05.2018, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Прокурор Алтайского края в апелляционном представлении просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска. В обоснование, анализируя нормы действующего законодательства, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 13.04.2010 N460 реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения. В нарушение п.п. "б" п.3, п.п. "а" п.7 Положения о проверке соблюдения в администрации Алтайского края и иных органах исполнительной власти Алтайского края ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края 25.12.2009 N540, решение о проведении проверки министром природных ресурсов и экологии края по поступившему ДД.ММ.ГГ представлению прокурора Алтайского края в отношении Кузьмина А.Н. не принималось, соответствующая проверка соблюдения Кузьминым А.Н. ограничений, запретов и требований об урегулировании конфликта интересов не проводилась. Выводы суда о недоказанности совершения Кузьминым А.Н. коррупционного проступка не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Устанавливая договоренность между Кузьминым А.Н. и ООО "Бобровский лесокомбинат" о безвозмездном предоставлении Кузьмину А.Н. дизельного топлива для служебного автомобиля, суд приходит к необоснованному выводу об отсутствии его личной заинтересованности в получении материальной выгоды. Актом документарной проверки ООО "Бобровский лесокомбинат" от ДД.ММ.ГГ подтверждается, что заправка служебного автомобиля осуществлялась не только в рабочие, но и в выходные дни, в которые Кузьмин А.Н. служебные обязанности не исполнял.
Кроме того, из представленного в ходе рассмотрения дела договора от ДД.ММ.ГГ ***, заключенного между КАУ "Алтайлес" и ООО "Бобровский лесокомбинат" следует, что при проведении работ по охране, защите, воспроизводству лесов и отводу лесосек, в том числе технической приемке и инвентаризации лесных культур ООО "Бобровский лесокомбинат" обязано оказывать содействие в предоставлении транспорта КАУ "Алтайлес". Во исполнение указанного договора ООО "Бобровский лесокомбинат" осуществляло заправку служебного автомобиля Кузьмина А.Н. "Тойота Лэнд Круизер", р/з Х 051 ХХ 22, тогда как Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края отношения к указанному договору не имеет. Кузьмин А.Н, оказывая ООО "Бобровский лесокомбинат" содействие в проведении работ по охране, защите, воспроизводству лесов и отводу лесосек в рамках указанного договора, используя служебный автомобиль, действовал в интересах супруги Кузьминой Л.А, управляющей по доверенности принадлежащей ее матери Борисовой О.К. долей (9%) в уставном капитале ООО "Бобровский лесокомбинат". Представленными доказательствами подтверждается конфликт интересов при замещении Кузьминым А.Н. должности государственной гражданской службы. Выражает несогласие также с выводами суда о возможности изменения формулировки увольнения только по инициативе работника, поскольку действующее законодательство не содержит прямого запрета на изменение формулировки увольнения в судебном порядке по требованию прокурора, что подтверждается судебной практикой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Бобырева С.И, прокурор Текутьева Я.В. доводы апелляционного представления поддержали.
Ответчик Кузьмин А.Н, его представитель Камаев Ю.Б. просили решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приказом и.о. начальника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края *** л/с от ДД.ММ.ГГ Кузьмин А.Н. назначен на главную должность государственной гражданской службы Алтайского края начальником - лесничим отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Бобровскому лесничеству.
Приказом от ДД.ММ.ГГ *** л/с служебный контракт с Кузьминым А.Н. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГ расторгнут по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона N79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации" по инициативе гражданского служащего с ДД.ММ.ГГ.
Обращаясь с иском в суд, прокурор полагает, что Кузьмин А.Н. совершив коррупционное правонарушение, подлежал увольнению по п.1 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации" (в связи с утратой доверия), тогда как уволен по инициативе гражданского служащего.
В соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установилдля лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11).
Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты. Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Названное взыскание налагается на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и применяется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Аналогичные определения понятия "конфликт интересов" даны в статье 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4 и 5 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Аналогичные нормы, которыми устанавливаются обязанности государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта, а также определяется, в чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов, закреплены соответственно пунктом 12 части 1 статьи 15 и частью 3.1 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (часть 3.2 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В этом случае гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (пункт 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ прокурором Алтайского края внесено представление исполняющему обязанности министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, в соответствии с которым прокуратурой Алтайского края в ходе изучения материалов уголовного дела выявлены факты нарушения государственным служащим начальником отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Бобровскому лесничеству Кузьминым А.Н. законодательства о противодействии коррупции и государственной гражданской службе.
Указанное представление поступило в Министерство природных ресурсов Алтайского края ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Министерством природных ресурсов Алтайского края сообщено прокурору Алтайского края о прекращении действия служебного контракта с Кузьминым А.Н. на основании приказа Минприроды Алтайского края ***лс от ДД.ММ.ГГ в соответствии с п.3 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 N79-ФЗ (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего), увольнении работника с 12.10.2017.
Положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержат запрет для достижения целей предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе, посредством увольнения служащего по его инициативе. При этом любые мотивы увольнения гражданского служащего по собственной инициативе основанием изменения формулировки увольнения являться не могут.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционного представления о наличии конфликта интересов в период замещения Кузьминым А.Н. главной должности государственной гражданской службы Алтайского края начальника - лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Бобровскому лесничеству на правильность постановленного судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении заявленных требований не влияют.
Кроме того, разрешая требования в части изменения формулировки основания увольнения и отказывая в их удовлетворении судом обоснованно принято во внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Увольнение за совершение коррупционного проступка (в частности непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов) является мерой дисциплинарной ответственности, применение которой возможно не позднее установленных выше сроков, которые на день принятия решения истекли.
Что касается доводов о признании незаконными бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по непринятию мер к расторжению служебного контракта с Кузьминым А.Н. в связи с утратой доверия, и не проведению проверки по поступившему представлению прокуратуры Алтайского края о несоблюдении Кузьминым А.Н. требований об урегулировании конфликта интересов, судом установлено, что в нарушение статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также постановления Правительства Алтайского края от 25.12.2009 N540 "Об утверждении Положения о проверке соблюдения в Администрации Алтайского края и иных органах исполнительной власти Алтайского края ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Алтайского края" проверка по соблюдению Кузьминым А.Н. ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, не назначалась и не проводилась.
Данные выводы являются правильными и сомнений не вызывают. Однако указанные обстоятельства в пределах заявленных требований последствий не влекут, требований о возложении обязанности провести проверку истцом не заявлено, фактически являются основанием исковых требований, а потому суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска в данной части требований.
При этом судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления о необоснованности вывода суда об отсутствии у прокурора полномочий заявлять требование об изменении формулировки основания увольнения, как основанного на неверном толковании закона, однако данное обстоятельство не повлекло вынесение незаконного решения, а поэтому не может повлечь его отмену, либо изменение.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения, не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда по доводам апелляционного представления отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление истца прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 апреля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.