Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г,
судей Сухаревой С.А, Сачкова А.Н,
при секретаре Сафронове Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика-Администрации Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края на решение Завьяловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018 года по делу
по иску прокурора Завьяловского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на кадастровый учёт земельный участок, устранить нарушения гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Завьяловского района Алтайского края обратился в Завьяловский районный суд Алтайского края с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия Администрации поселения, возложении обязанности поставить на кадастровый учёт земельный участок, устранить нарушения гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значения поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 4,8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п.п. 6.3,6.4,6.6,6.7 Гигиенических требований в размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.2882-11, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N84, ст.ст. 25,26,29 ФЗ "О погребении и похоронном деле" земельный участок, на котором расположено сельское кладбище, Администрацией Харитоновского сельсовета не поставлен на кадастровый учёт; на территории общественного кладбища, расположенного примерно в 300 метрах в западном направлении от "адрес", отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, хозяйственно-питьевое водоснабжение, соответствующее требованиям санитарных правил для питьевой воды, шахтный колодец для полива и общественный туалет выгребного типа, соответствующий требованиям санитарных норм и правил; Администрацией Харитоновского сельсовета не принято мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, что влечёт нарушение гарантий предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика, третьего лица Чернова Е.А. исковые требования прокурора о признании незаконными бездействия Администрации Харитоновского сельсовета в части не выполнения требований закона о постановке на кадастровый учёт земельного участка, на котором расположено сельское кладбище, не выполнения гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и возложения обязанности устранить данные нарушения признала, о чем представила заявление о признании иска.
В части возложения на ответчика обязанности создать специализированную организацию по вопросам похоронного дела представитель ответчика и третьего лица иск не признала.
Решением Завьяловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018 года исковые требования прокурора удовлетворены. Судом постановлено признать незаконным бездействие Администрации Харитоновского сельсовета Завьяловского района, выразившееся в не принятии мер к постановке на кадастровый учёт земельного участка, расположенного ориентировочно в 300 метрах в западном направлении от "адрес", на котором расположено кладбище, не принятии мер к устранению нарушений гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения: отсутствия на территории сельского кладбища урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников, хозяйственно-питьевого водоснабжения, соответствующего требованиям санитарных правил для питьевой воды, шахтного колодца для полива, общественного туалета выгребного типа, соответствующего требованиям санитарных норм и правил; не принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Судом на Администрацию Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края возложена обязанность в течение одного года со дня вступления данного решения суда в законную силу поставить на кадастровый учёт земельный участок, расположенный в 300 метрах в западном направлении от "адрес" Алтайского края, на котором расположено кладбище, установить на территории сельского кладбища "адрес" Алтайского края урны для сбора мусора, устроить ограждённые площадки для мусоросборников с твёрдым покрытием, организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение, соответствующее требованиям санитарных правил для питьевой воды, устроить шахтный колодец для полива, установить общественный туалет выгребного типа, соответствующий требованиям санитарных норм и правил, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
С решением суда в части возложения на ответчика обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела не согласилась Администрация Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края, в апелляционной жалобе просит решение в указанной части отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что по смыслу положений п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросу создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в том числе, определения лиц, к ведению которых будет относится выполнение подобных обязанностей.
Указанные положения закона не устанавливают императивной обязанности по созданию в этих целях структурных подразделений органов местного самоуправления, организаций.
Суд не принял во внимание, что законом не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, в связи с чем органы местного самоуправления не ограничены в действиях по решению данных вопросов.
Создание специализированной службы в форме бюджетного учреждения влечет за собой ограничения в работе, что приведет к нарушению Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку данный хозяйствующий субъект монополизирует конкретный вид деятельности в виде оказания услуг в сфере похоронного дела.
Выводы суда о том, что доходность специализированной службы не связана с рентабельностью и не поставлена в зависимость от количественного состава работников администрации органа местного самоуправления, от количества населения в поселении, являются неправильными.
Оказание ритуальных услуг возможно и другими юридическими лицами. Создание специализированной организации является нецелесообразным с учетом дефицита бюджета муниципального образования.
Представитель ответчика ссылается на Письмо ФАС России от ДД.ММ.ГГ NАК/34001 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства", согласно которому при отсутствии возможности по созданию специализированных служб органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что должно производиться на конкурсной основе.
Прокурором Завьяловского района Алтайского края принесены возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании прокурор Текутьева Я.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.В силу абзаца первого части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. С учетом изложенного, судебной коллегией решение суда проверяется только в части признания незаконным бездействия ответчика по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложения на него обязанности в течение одного года со дня вступления данного решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В силу п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 г..N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.
Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2).Статьей 12 ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти. Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г..N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. На основании ст. 25 ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. Согласно Соглашению от 30.12.2016, заключенному между Администрацией Завьяловского района Алтайского края и Администрацией Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края, Администрации Харитоновского сельсовета Завьяловского района переданы полномочия по решению вопроса местного значения, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела, содержания мест захоронения в деятельности Администрацией Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края выявлено, что на территории муниципального образования сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела ответчиком не создавалась. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления были предприняты необходимые меры к реализации вышеуказанных положений Федерального закона. Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно признал требования прокурора законными и обоснованными ввиду отсутствия на территории муниципального образования сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела и отсутствия доказательств принятия органом местного самоуправления необходимых мер к реализации положений федерального законодательства в части организации ритуальных услуг для населения.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда в том, что отсутствие подобной специализированной службы нарушает права жителей поселения и неограниченного круга лиц на выбор исполнителя ритуальных услуг.Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами закона. Доводы ответчика в жалобе об экономической нецелесообразности и нерентабельности создания специализированной службы отклоняются судебной коллегией, так как правового значения для рассматриваемого вопроса не имеют и сами по себе не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей. Исходя из толкования Федерального закона N 131-ФЗ, на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг в условиях свободного выбора их исполнителя. Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка возможности оказания ритуальных услуг иными хозяйствующими субъектами, которые могут наделяться органом местного самоуправления статусом специализированной службы, не принимается во внимание, поскольку доказательств наделения таким статусом конкретного субъекта на конкурсной основе ответчиком также не представлено.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в законе порядка создания специализированных служб по вопросам похоронного дела не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по созданию такой службы, прямо установленной законом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и обстоятельств дела, оснований для которой судебной коллегией не усматривается, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, при разрешении спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Завьяловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика -Администрации Харитоновского сельсовета Завьяловского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.