Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А,
судей Дмитриевой О.С, Юрьевой М.А,
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 года по делу
по иску Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах Кольвашенко Лидии Михайловны к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Север" о признании действий по применению методики начисления незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайская краевая общественная организация "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" (далее-АКОО "АЗПП "Сутяжник") обратилась в суд в интересах Кольвашенко Л.М. к ответчику ООО "УК "Север" с настоящим иском, в обоснование требований указав, что Кольвашенко Л.М. является собственником квартиры "адрес". Ответчик ООО "УК "Север" является компанией, обслуживающей жилой дом, в котором проживает истец. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25.11.2016 N418 установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "Благоустройство" потребителям муниципальных образований г..Рубцовска АК на 2017 - 2019 годы. На 2017 год тариф установлен в размере 27,42 руб./куб.м. Ответчик производит начисления на вывоз и утилизацию мусора, исходя из площади помещения. Между ООО "Ремстройбыт" и ООО "УК "Север" заключен договор на оказание возмездных услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, в том числе по "адрес" в "адрес". С 01.04.2018 ответчик исполнил требования истца, и начал начислять плату за вывоз мусора на одного проживающего, используя норматив начисления, не установленный уполномоченным органом. Ссылаясь на п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", истец полагал, что при расчете оплаты за вывоз мусора подлежит применению формула 9.3 Правил N 354 в соответствии с принятыми изменениями.
Таким образом, уточнив исковые требования, АКОО "АЗПП "Сутяжник" просила признать действия ООО "УК "Север" по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра до 28.02.2018 незаконными; обязать ответчика производить начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов Кольвашенко Л.М, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров до начала осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; взыскать с ответчика в пользу Кольвашенко Л.М. компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 01.06.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Алтайская краевая общественная организация "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что договор, заключенный между ООО "Ремстройбыт" и ООО "УК "Север", предусматривает определение объема подлежащего вывозу мусора в зависимости от количества проживающих.
Кроме того, согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, услуги по сбору, вывозу, утилизации ТБО и обслуживанию контейнерных стоянок оплачиваются исходя из объема накоплений. При этом действующим законодательством зависимость оплаты услуг от площади помещений в доме в отношении населения не установлена.
Истец также полагает, что к спорным правоотношениям применима формула 9(3) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, поскольку рассчитываемые по указанной формуле начисления прямо связаны с количеством проживающих и периодичностью вывоза.
Кроме того, с 01.03.2018 ответчик уже начисляет плату за вывоз мусора с одного проживающего в размере 50,83 руб, о чем были уведомлены жители домов.
В письменном отзыве на жалобу ответчик ООО УК "Север" просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ООО УК "Север" полагал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кольвашенко Л.М. является собственником "адрес" в "адрес". Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ответчик ООО " УК "Север".
Заявляя настоящие исковые требования, истец ссылался на то, что расчет платы за вывоз и сбор ТБО ответчиком осуществляется исходя из площади жилого помещения, что не соответствует закону.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, поэтому подлежит расчету исходя из площади занимаемого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в действующей редакции), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущество включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введено понятие "твердых коммунальных отходов".
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 154 ЖК РФ изложена в новой редакции, в состав платы за коммунальные услуги включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами", приложение N 2 Правил дополнено разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире".
Названным постановлением от 27.02.2017 N 232 внесены изменения и в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, из содержания общего имущество исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Вместе с тем, изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 232 от 27.02.2017, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Таким образом, до дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, закреплено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Как пояснил при рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика ООО УК "Север", до 01.03.2018 начисление платы за услугу по сбору и вывозу ТБО производилось исходя из квадратного метра. С 01.03.2018 начисления за указанную услугу производятся исходя из количества граждан.
Указанное следует из квитанции об оплате коммунальных услуг за март-апрель 2018 года (л.д. ***).
Согласно материалам дела вывоз твердых бытовых отходов в отношении дома по "адрес" в "адрес" осуществляется ООО "Ремстройбыт" на основании договора N 19 от 29.03.2014, заключенного с ООО "УК "Север".
Согласно п. 4.1 договора, приложению N 2 к договору заказчик "ООО "УК "Север" производит оплату за предоставленные услуги по вывозу ТБО по тарифу 164,81 руб. /1 м3. При этом расчет цены договора за вывоз отходов произведен исходя из количества проживающих человек, а не из площади помещений.
Доказательств того, что размер платы за вывоз мусора исходя из площади помещения утвержден в установленном законом порядке решением собрания собственников, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что, вопреки выводам суда первой инстанции, требования истца о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за вывоз мусора до 28.02.2018 исходя из площади жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Однако, учитывая, что в настоящее время ответчиком права истца не нарушаются, поскольку начисление платы за указанную услугу производится исходя из количества проживающих в жилом помещении человек, требования о возложении на ответчика обязанности производить начисление платы в указанном порядке на будущее судебная коллегия находит не подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, с учетом положений ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" судебная коллегия учитывает, что установление факта незаконности действий управляющей организации является основанием для удовлетворения указанного требования и взыскания в пользу Кольвашенко Л.М. компенсации морального вреда, размер которой с учетом фактических обстоятельств дела судебная коллегия определяет в 200 рублей, полагая, что данная сумма отвечает требованиям разумности и справедливости.
Вместе с тем, оценивая доводы жалобы о применении при расчете платы за вывоз отходов формулы N 9(3) приложения N 2 к Правилам N 354, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232, до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 года, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п. 9(3) раздела II(1) приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(3):
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
n - расчетное количество граждан, использующих место накопления твердых коммунальных отходов;
V - объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Однако в настоящее время в Алтайском крае единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не установлен, региональный оператор по Рубцовской зоне не определен.
В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 также закреплено, что изменения, утвержденные данным постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Более того, одним из составляющих элементов формулы 9 (3) является "Tотх" - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Однако, как ранее было отмечено, единый тариф на услугу регионального оператора в Алтайском крае не утвержден.
Таким образом, применение формулы 9 (3) в настоящее время является затруднительным.
С учетом изложенного, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права признаются существенными, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" удовлетворить частично.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах Кольвашенко Лидии Михайловны удовлетворить частично.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Север" по начислению оплаты за вывоз мусора до 28 февраля 2018 года исходя из площади жилого помещения незаконными.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Север" в пользу Кольвашенко Лидии Михайловны компенсацию морального вреда в размере 200 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Алонцева О.А. Дело N 33-7777/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
29 августа 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А,
судей Дмитриевой О.С, Юрьевой М.А,
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 года по делу
по иску Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах Кольвашенко Лидии Михайловны к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Север" о признании действий по применению методики начисления незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" удовлетворить частично.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах Кольвашенко Лидии Михайловны удовлетворить частично.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Север" по начислению оплаты за вывоз мусора до 28 февраля 2018 года исходя из площади жилого помещения незаконными.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Север" в пользу Кольвашенко Лидии Михайловны компенсацию морального вреда в размере 200 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.