Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.
судей Дмитриевой О.С, Юрьевой М.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонного) на решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 июня 2018 года
по делу по иску Балыкина Анатолия Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонному) о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балыкин А.Н. обратился в суд с иском заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонному) о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии.
В обоснование требований указал, что 25 октября 2017 года по достижении 55-летнего возраста он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Решением ответчика N 543 от 06 марта 2018 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. Ответчик не включил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы истца в Алтайском отделении Западно-Сибирской железной дороги в качестве главного кондуктора грузовых поездов с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Отказ мотивирован тем, что Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, не предусмотрена должность "главного" кондуктора грузовых поездов. Вместе с тем, его предыдущая должность "старшего кондуктора грузовых поездов" была зачтена в специальный стаж с мотивировкой, что данная должность является производной от должности "кондуктор грузовых поездов" и предусмотрена вышеуказанным Списком. В связи с этим его специальный стаж составил 12 лет 3 месяца, в то время как фактически им в особых условиях труда отработано 13 лет 7 месяцев 1 день. Данный отказ ответчика считает незаконным, ссылаясь на то, что первоначально в Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги он был принят на работу "старшим" кондуктором" и получил 4 разряд. Став "главным" кондуктором, он получил более высокий 5 разряд, при этом условия труда и трудовые обязанности не изменились. Работая в должности главного кондуктора, в течение всего рабочего времени он по-прежнему выполнял непосредственно все обязанности кондуктора грузовых поездов и работал в тяжелых условиях труда: в любую погоду и время суток на улице обслуживал железнодорожные поезда на путях магистрального железнодорожного транспорта, закреплял поезда тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке, осуществлял руководство маневровой работой.
Полагает, что должность "главного кондуктора" является производной от должности "кондуктора грузовых поездов" и подлежит включению в специальный стаж, что следует из разъяснений Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 95/8 и разъяснений Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5.
С учетом изложенного истец просил признать незаконным решение ответчика N 543 от 06 марта 2018 года об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период его работы с тяжелыми условиями труда в Алтайском отделении Западно-сибирской железной дороги в качестве главного кондуктора грузовых поездов с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) назначить ему страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда досрочно с даты его обращения за назначением пенсии - 25 октября 2017 года.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 26 июня 2018 года исковые требования Балыкина А.И. удовлетворены.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонного) N 543 от 06 марта 2018 года в части отказа в назначении Балыкину А.Н. досрочной страховой пенсии.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность включить Балыкину А.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности главного кондуктора грузовых поездов в Алтайском отделении Западно - Сибирской железной дороги.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность назначить Балыкину А.Н. досрочную страховую пенсию по старости по подп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 октября 2017 года.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 272, предусмотрена профессия "кондуктор грузовых поездов", профессия "кондуктор главный грузовых поездов" указанным Списком не предусмотрена. При этом в соответствии с Общероссийским классификатором обе вышеуказанные профессии являются самостоятельными, а не производными одна от другой. В соответствии с ЕТКС, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06 декабря 1983 года N 283/24-82, "кондуктор грузовых поездов" является самостоятельной должностью с разрядами со второго по четвертый, а работа в качестве "главного кондуктора грузовых поездов" ей не тождественна. Также указывает, что ссылка суда на положения разъяснений Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 N 5/8 несостоятельна, поскольку в период работы истца они утратили силу, а постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.1999 N 1020, на которое сослался суд, вопросы пенсионного обеспечения не регулирует.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы истец Балыкин А.Н. против удовлетворения жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 5 части 1 статьи 30 названного закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с положениями частей 2, 3, 4 ст. 30 названного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, предусмотрена профессия "кондуктор грузовых поездов".
До указанного Списка время выполнявшихся до 1 января 1992 работ засчитывалось в соответствии со Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, которым право на досрочную пенсию по старости также предоставлено кондукторам грузовых поездов.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомстата СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 года N 283/24-82, в разделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" выпуска 56 параграф 7 дает характеристику работы в должности "кондуктор грузовых поездов". При этом в примечании к данному параграфу указано, что "кондуктор главный грузовых поездов", руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
В силу п. 8 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8, если в списке от 22.08.1956 включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, т.е. не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.
В п. 9 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", разъяснено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.
Руководствуясь указанными правовыми нормами, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что спорный период работы истца в должности главного кондуктора грузовых поездов подлежит включению в специальный стаж, и, как следствие, поскольку с учетом этого периода работы на момент достижения истцом 55 летнего возраста - 25.10.2017 его специальный стаж в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, составлял более 12 лет 6 месяцев, верно признал за Балыкиным А.Н. право на досрочную пенсию.
Ссылка в жалобе на указание в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов как самостоятельных профессий "кондуктор грузовых поездов" и "кондуктор главный грузовых поездов" не принимается во внимание как несостоятельная.
Как следует из ЕТКС работ и профессий рабочих (выпуск 56), должность главного кондуктора грузовых поездов не выделена отдельно и в отношении неё не даны тарифно-квалификационные характеристики работ, следовательно, работы по данной должности являются идентичными работам кондуктора грузовых поездов. При этом Общероссийский классификатор содержит указание по наименованиям профессий "кондуктор главный грузовых поездов и "кондуктор грузовых поездов" на один код выпуска ЕТКС- 56. Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, Общероссийский классификатор введен в действие с 01 января 1996 года и в спорный период работы истца не действовал.
Следует также отметить, что работодатель в справке, уточняющей особый характер работы, подтвердил льготный характер работы истца в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главного кондуктора грузовых поездов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили его оценку, жалоба не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.