Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М,
судей Дмитриевой О.С, Юрьевой М.А,
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, третьего лица администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июня 2018 года по делу
по иску Бурнаевой Елизаветы Александровны к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурнаева Е.А. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что принята на учет по улучшению жилищных условий по Центральному району г.Барнаула на основании решения исполкома Центрального районного совета депутатов от 01.08.1988, составом семьи 4 человека, среди многодетных очередь установлена N154. На 01.01.2017 очередь на получение жилья N108 на общих основаниях, N25 среди многодетных семей, по списку граждан, принятых на учет в Центральном районе г.Барнаула. По заявлению истца в июле 2016 прокуратурой г.Барнаула была проведена проверка, в результате которой установлено нарушение действующего жилищного законодательства в отношении истца, выразившееся в невключении КЖКХ г.Барнаула в список очередников на получение жилья в соответствии с датой подачи заявления о постановке на учет для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. В настоящее время истец и члены ее семьи проживают в квартире по адресу "адрес", "адрес" общей площадью 61,7 кв.м. предоставленной по договору социального найма в связи с переселением из аварийного жилья. В квартире зарегистрировано и проживает 12 человек. Семья истца на сегодняшний день состоит из трех человек.
Истец полагает, что на семью должно быть предоставлено жилое помещение не менее 54 кв.м. На обращение истца в феврале 2015 в КЖКХ г.Барнаула с требованием о предоставлении жилого помещения большего размера комитет ответил письменным отказом по причине отсутствия финансирования в бюджете города.
Полагая данный отказ незаконным, ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила установить очередность на учете по улучшению жилищных условий в Центральном районе г.Барнаула исходя из времени принятия на учет как малоимущей на общих основаниях, обязать КЖКХ г.Барнаула предоставить ей и членам ее семьи жилое помещение не менее 54 кв.м общей площади, соответствующее санитарным и техническим условиям, исходя из нормы 18 кв.м общей площади на человека, обязать КЖКХ г. Барнаула включить ее в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, исходя из даты подачи заявления 01.08.1988.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25.06.2018 исковые требования удовлетворены частично.
На КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность включить Бурнаеву Е.А. в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда исходя из даты подачи заявления о принятии на учет 01.08.1988.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо администрация г.Барнаула просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов указывает, что граждане, вставшие на учет до 01.03.2005, не могут быть включены в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди малоимущих, поскольку это разные очереди. Для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда необходимо установление нуждаемости и малоимущности гражданина. Органы местного самоуправления ведут учет различных категорий и не обеспечивают их жилыми помещениями, кроме случаев, предусмотренных в законе (малоимущие). Смешение очередей граждан, вставших на учет до 01.03.2005, и граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, незаконно. Денежные средства на обеспечение граждан, вставших на учет до 01.03.2005, не предоставлялись.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что признание истца нуждающейся до 01.03.2005 и отсутствие оснований для снятия с учета в настоящее время означает принятие муниципальным образованием г.Барнаул на себя обязательств по обеспечению ее жилым помещениям. Истец поставлена на общую очередь решением Центрального исполкома, который в тот период относился к органам государственной власти. Следовательно, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 01.03.2005, является расходным обязательством Российской Федерации. Очереди, указанной в резолютивной части решения суда, не существует, следовательно, создается неясность, в какой список должна быть включена истец.
Ответчик КЖКХ г. Барнаула в апелляционной жалобе также просит об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на аналогичные обстоятельства.
Дополнительно указывает, что Федеральный закон от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не определяет, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из муниципального жилищного фонда. Органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями малоимущих граждан, иным категориям, указанным в ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения могут предоставляться по договорам социального найма только в случае наделения данных органов в установленном порядке государственными полномочиями.
Также указывает, что истец органами местного самоуправления малоимущей не признавалась, следовательно, основания для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не влечет обязанность указанных органов по предоставлению жилых помещений тем категориям граждан, которые не признаны малоимущими и нуждающимися.
В соответствии со ст. 28.29 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся для предоставления жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда. На дату подачи истцом заявления - 01.08.1988 - муниципальный жилищный фонд отсутствовал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика КЖКХ г. Барнаула Саморукова А.В. доводы жалобы поддержала, истец Бурнаева Е.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Центрального районного совета депутатов трудящихся от 01.08.1988 N121 Бурнаева Е.А. принята на учет по улучшению жилищных условий в составе семьи их четырех человек (л.д. ***).
На основании постановления администрации Центрального района от 10.03.1993 N 256/1 Бурнаевой Е.А. выдан ордер N827 от 17.03.1993 на состав семьи пять человек на право занятия квартиры по "адрес" "адрес" площадью 35,8 кв.м. (л.д. ***).
В связи с признанием "адрес" аварийным Бурнаевой Е.А. и членам ее семьи предоставлена по договору социального найма от 19.01.2015 квартира в "адрес", общей площадью 61,7 кв.м. (л.д. ***).
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГ в указанном жилом помещении зарегистрированы 12 человек. При этом истец указана в качестве нанимателя.
Из письма КЖКХ г. Барнаула, адресованного истцу Бурнаевой Е.А, от 21.08.2017 следует, что последняя состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, на 01.01.2017 номер очереди на общих основаниях - 108, номер очереди среди многодетных семей - 25.
По результатам проверки по обращению Бурнаевой Е.А. прокурором г. Барнаула истцу дан ответ, согласно которому граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, КЖКХ г. Барнаула в список очередников на получение жилья в соответствии с датой подачи заявления о постановке на учет для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не включены. Граждане, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.05.2005, продолжают состоять в отдельной очереди, которую ведет КЖКХ г. Барнаула. Жилые помещения указанной категории граждан администрацией города не предоставлялись ввиду отсутствия финансирования (л.д. ***).
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Барнаула от 28.10.2016, которым оставлен без удовлетворения иск Бурнаевой Е.А. к КЖКХ г. Барнаула, администрации г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение, установлено, что у Бурнаевой Е.А, постановленной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 01.03.2005, сохранилось право состоять на данном учете в общей очереди до получения жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд пришел к выводу, что факт признания Бурнаевой Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 означает принятие муниципальным образованием г.Барнаул на себя обязательств по обеспечению истца жилым помещением муниципального жилищного фонда вне зависимости от признания ее малоимущей, в связи с чем возложил на КЖКХ г.Барнаула обязанность включить истца в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда исходя из даты подачи заявления о принятии на учет - 01.08.1988.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, находит его законным, обоснованным, принятым с учетом всех обстоятельств дела и совокупности предоставленных письменных доказательств.
На момент постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Порядок учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливался ст.ст. 30 - 33 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ч. 1 ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
В силу ч. 2 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ с 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, изменивший основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие ЖК РФ, то есть после 01.03.2005, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
Вопреки доводам жалоб из ч.2 ст.6 Вводного закона следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими.
Доводы жалоб о том, что отсутствуют основания для обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, спорная обязанность является расходным обязательством Российской Федерации, подлежат отклонению как несостоятельные.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, раздельно по каждой из категорий.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Случаи возникновения расходных обязательств Российской Федерации регламентированы ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями; принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных
им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
В связи с чем обоснован вывод суда о том, что с момента принятия истца на учет нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма муниципальное образование - г.Барнаул приняло на себя обязательство по обеспечению истца жилым помещением муниципального жилищного фонда вне зависимости от признания ее малоимущей.
По аналогичным основаниям подлежат отклонению иные доводы жалобо смешении очередей, об отсутствии финансирования на обеспечение граждан, вставших на учет до 01.03.2005, а также об отсутствии муниципального жилищного фонда на 01.08.1988, и прочие как не имеющие правового значения и не влияющие на правильность выводов суда.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, третьего лица администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Аникина Л.А. Дело N 33-8169/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
05 сентября 2018 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М,
судей Дмитриевой О.С, Юрьевой М.А,
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, третьего лица администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июня 2018 года по делу
по иску Бурнаевой Елизаветы Александровны к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, третьего лица администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.