Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием прокурора "данные изъяты"
с участием административного истца "данные изъяты" его представителя "данные изъяты" представителя административного ответчика и заинтересованного лица "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании недействующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края",
установил:
Административный истец "данные изъяты" обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, фактически просил признать недействующим приложение 2 к Правилам землепользования и застройки в части установления санитарно-защитной зоны Северного промышленного района, зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование исковых требований административный истец указал, что является владельцем самовольно возведенного жилого дома, расположенного на названном земельном участке. Из ответа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" на заявление истца об отказе в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка, истцу стало известно, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоны Северного промышленного района и в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, в которых запрещено размещение жилых построек. Вместе с тем, указанные зоны установлены Правилами землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила землепользования и застройки) без соблюдения
действующего законодательства. Установление санитарно-защитной зоны Северного промышленного района противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законам "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране атмосферного воздуха", СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и новых объектов", утвержденного постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***. Спорный земельный участок не подпадает ни в одну из зон санитарной защиты действующих предприятий, Управлением Роспотребназора по Алтайскому краю санитарно-эпидемиологические заключения об установлении санитарно-защитных зон для Северного промышленного узла не выдавались. Зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона законодательством Российской Федерации не отнесена к отдельным зонам с особыми условиями использования территории, к ним относится оползнеопасная (оползневая) зона. Для установления таких зон также должны соблюдаться особые условия, как наличие инженерных изысканий, расчет устойчивости склона.
В судебном заседании административный истец "данные изъяты" его представитель "данные изъяты". настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Истец пояснил, что жилой дом, в котором он проживает, построен в ДД.ММ.ГГ, истец проживает в доме с ДД.ММ.ГГ, в настоящее время вместе со своей супругой зарегистрирован в нем по месту жительства, пользуется земельным участком для эксплуатации дома и ведения домашнего хозяйства.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица Комитета по строительству, архитектуре и развития "адрес" "данные изъяты" возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.140-143), согласно которым оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Запрет размещения жилых домов в санитарно -защитной зоне предусмотрен пунктом 8.2 СП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". При этом согласно Генеральному плану городского округа - "адрес" Алтайского края и Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, которая в приложении 2 к оспариваемому акту отображена совокупно от различных производственных и коммунально-складских предприятий в соответствии с установленными СанПиН *** расстояниями. Зона отступа от бровки неустойчивого склона отражена в схеме планировочных ограничений Генерального плана городского округа, данная территория является неблагоприятной для строительства. Пунктом
2.6 СНиП *** "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов", введенным с ДД.ММ.ГГ, размещение зданий не допускалось в зоне оползней, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий и сооружений. СНиП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" также запрещает размещение здания в зонах возможного проявления оползней.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", "данные изъяты" не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не просили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст. 150, ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело при указанной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора "данные изъяты" о наличии оснований для признания недействующей оспариваемой части Правил землепользования и застройки, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При рассмотрении дела судом установлено, что Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края") утвержден Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа - "адрес" (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа - "адрес" (Приложение 2).
В настоящее время Правила действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***,
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края (Приложение 2 -л.д.55) земельный участок по адресу: "адрес", находится в
территориальной зоне коммунальных объектов (П.6), к условно -разрешенным видам использования земельных участков в которой в силу пункта 1.2 статьи 75 Правил землепользования и застройки относятся индивидуальные жилые дома и блокированные жилые дома. Данная территориальная зона соответствует функциональному назначению территории, установленной Генеральным планом городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, - земли коммунально - складских организаций
(л.д.54,163).
Данный земельный участок также находится в санитарно - защитной зоне Северного промышленного района, зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, что отражено на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края (Приложение 2 - л.д.55).
Пунктом 7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п.4 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что установление санитарно-защитной зоны и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах земельного участка, расположенного под самовольно возведенным жилым домом по адресу: "адрес", в результате принятия решения лишает административного истца возможности провести работы по оформлению права собственности на занимаемый земельный участок и "данные изъяты" полагает, что нарушается его право на бесплатное предоставление его в собственность. В связи с этим "данные изъяты" на основании ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по
требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.
Поскольку Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории "адрес" Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно н.ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме, а именно: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила" введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу п.1 и п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной
деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно п.9 ч.2 ст.42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции муниципального образования и уполномоченным на то органом местного самоуправления - Барнаульской городской Думой.
На основании ч.1 ст.ЗЗ ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.31 и ст.32 ГрК РФ, то есть в порядке, предусмотренном для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч.5 и ч.б ст.31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч.7 ст.31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч.9 ст.31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч.10 и ч.П ст.31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч.12, ч.13 и ч.14 ст.31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч.15 ст.31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч.16 ст.31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч.15 ст.31 и чЛ ст.32ГрКРФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети Интернет (чЛ -ч.Зст.32ГрКРФ).
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений не установлено. Требования Устава муниципального образования - "адрес" Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение принято по результатам публичных слушаний, официально опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ ***, размещено на официальном Интернет-сайте "адрес" (http://barnaul.org) ДД.ММ.ГГ, а также внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края ДД.ММ.ГГ за ***.
Данные обстоятельства подтверждаются также вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** (л.д.144-150,167-188).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления санитарно-защитной зоны Северного промышленного района положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в фактическом пользовании "данные изъяты" находится земельный участок по адресу: "адрес", с расположенным на нем жилым домом, который является самовольным строением. Согласно выписке из технического паспорта на жилой дом от ДД.ММ.ГГ данный дом расположен на земельном участке площадью "данные изъяты", строение является самовольным (л.д.10-12).
Из технического заключения по обследованию строительных
конструкций жилого дома (осмотр производился ДД.ММ.ГГ) следует, что жилой дом расположен на земельном участке в "адрес" в зоне малоэтажной, усадебной жилой застройки, рельеф участка спокойный, соседние участки застроены. Территория земельного участка "адрес" полностью огорожена, спланирована благоустроена, свободная от застройки территория используется как дворовая и под огород. Обследуемый жилой дом электрофицирован и обеспечен водоснабжением от коммунальных сетей города. Год постройки жилого дома - ДД.ММ.ГГ. По состоянию основных строительных конструкций жилой дом соответствует действующим строительным нормам и правилам для индивидуальных жилых зданий, не ущемляет законных прав третьих лиц, не угрожает жизни и здоровью людей, пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации по прямому назначению (л.д.13-18).
В данном доме истец зарегистрирован по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.244-247).
Являясь владельцем земельного участка и жилого дома по вышеуказанному адресу и обладая в связи с этим правом на обращение в уполномоченные органы по вопросу предоставления земельного участка в собственность в соответствии с п.4 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" с целью оформления права собственности на земельный участок "данные изъяты" обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" с соответствующим заявлением. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" письмом от ДД.ММ.ГГ *** отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне коммунальных объектов (П. 6), а также в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в которой согласно п.5 ст.90 Правил землепользования и застройки, п.п. 5.1-5.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН ***,п.8.2 свода правил ***, не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, а также в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, где в силу п. 11 ст.90 Правил землепользования и застройки в зоне возможных проявлений, селевых потоков и снежных лавин размещение зданий, сооружений и коммунально-инженерной и транспортной инфраструктур запрещается (л.д.9).
В порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации "данные изъяты" решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не оспаривал.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пп.7 ч.8 ст.23ГрКРФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч.5 ст.ЗО ГрК РФ).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление санитарно-защитных зон действующим законодательством не отнесено.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч.З ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании ч.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в части 1 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Согласно п.п.1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - СанПиН ***), санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.),
выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитнои зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитнои зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитнои зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п.п.4.2 - 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (п.4.1)
В санитарно-защитнои зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитнои зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН ***).
В ч.З ст.87, п.5.1 ч.5 ста.90 Правил землепользования и застройки предусмотрены аналогичные ограничения о недопустимости размещения жилой застройки в санитарно-защитных зонах.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами установлен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитнои зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решение об установлении санитарно - защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитнои зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Согласно представленным Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю сведениям по вопросу установления санитарно-защитной зоны в районе земельного участка по "адрес" выдавались санитарно-эпидемиологических заключения: *** от ДД.ММ.ГГ на проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны "данные изъяты" очистительные сооружения канализации без иловых карт (КОС-1), расположенные в "адрес"; ; *** от ДД.ММ.ГГ на установленную (окончательная) санитарно-защитная зона переменного размера в северном направлении - 75 м, в северно-восточном -184 м, в восточном ? 15 м, в юго-восточном - 0 м, в южном - 0 м, в юго-западном - 148 м, в западном - 300 м, в северо-западном -2 м, для пром.площадки "данные изъяты" по адресу: "адрес"; *** от ДД.ММ.ГГ на проект расчетной санитарно-защитной зоны переменного размера в юго-восточном направлении - 44 м, в восточном -89 м, в северо-восточном - 26 м, в южном - 9м, юго-западном - 7 м, в западном - 13 м, в северо-западном, в северном направлениях - по границе предприятия для "данные изъяты" по адресу: "адрес", в настоящее время проводятся мероприятия по установлению санитарно-защитной зоне (л.д.43-47).
В то же время согласно ответу "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** участок, находящийся по адресу: г "адрес", не попал в санитарно-защитную зону канализационных очистительных сооружений *** (КОС-1), расположенных в "адрес" (л.д.120-123).
Также в расчетную санитарно - защитную зону "данные изъяты" спорный участок не входит, что следует из ответа "данные изъяты" на запрос суда (л.д.124-132).
Кроме того, из представленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра по Алтайскому краю" информации следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о нахождении земельного участка по "адрес" в границах санитарно-защитных зон, которые были бы поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствуют (л.д.42).
Учитывая бремя доказывания, административный ответчик доказательств того, что названный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне какого-либо конкретного предприятия, которому в установленном законом порядке выдавалось заключение об установлении санитарно-защитных зоны для производственных и коммунально-складских объектов, не представил, поэтому административные исковые требования о признании Приложения 2 Правил землепользования и застройки в части установления санитарно - защитной зоны в границах земельного участка в "адрес", недействующими подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона Северного промышленного района установлена Правилами землепользования и застройки нормативно по отношению ко всем производственным и коммунально-складских объектов, расположенных в "адрес", подлежат отклонению, так как не опровергают несоблюдение вышеуказанного установленного порядка установления санитарно-защитных зон, что не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут.
Разрешая административные исковые требования "данные изъяты" о признании нормативного правового акта не действующим в части отнесения земельного участка к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, суд исходит из следующего.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, оползневая зона была установлена решением исполнительного комитета Барнаульского городского Совета народных депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ *** в виде - в прибровочной части плато шириной 200 метров от бровки плато и склонов оврагов вдоль левого берега реки Оби в пределах городской черты и правового берега реки Барнаулки на расстоянии 2 км от места впадения ее в реку Обь, в эту зону также вошли непосредственно склоны с оползневыми террасами и участки поймы, примыкающие к нижним частям склонов. В ДД.ММ.ГГ. постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** протяженность оползневой зоны вдоль берега реки Обь и реки Барнаулки была увеличена до 42 км. (от второго городского речного водозабора до "адрес" и от устья реки Барнаулка до бывшего городского пляжа "Лесной Пруд"). До настоящего времени изменений границ оползневой зоны не осуществлялось (л.д. 159,189-242).
Границы зоны с особыми условиями, опасной в связи с геологическими процессами, отображались на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края, являющейся Приложением *** к Правилам землепользования и застройки, по-разному.
Приложением *** в первоначальной редакции Правил, утвержденных решением от ДД.ММ.ГГ ***, были закреплены границы зоны возможных оползневых процессов, зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона не предусматривалась Правилами, а статья 55 Правил землепользования и застройки в перечне зон с особыми условиями использования содержала указание только на зоны санитарной охраны I и III поясов источника питьевого водоснабжения, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, санитарно - защитные зоны.
Приложение *** в редакции решения Барнаульской городской Думы от
ДД.ММ.ГГ *** (вступившего в силу ДД.ММ.ГГ) не содержало сведений о границах зоны, опасной в оползневом отношении, независимо от наименования.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в Правила землепользования и застройки внесены изменения, в соответствии с которыми в статьях 52,55 Правил землепользования в перечне зон с особыми условиями использования, границы которых отображаются на Карте зон с особыми условиями использования, предусмотрена оползневая зона, границы которой согласно Таблице 2 определяются в соответствии с Генеральным планом городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, решением Барнаульского городского Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГ ***.
При этом в Приложении *** были отображены границы зоны с наименованием "зона возможных оползневых процессов" (л.д.166).
Впоследствии решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** Приложение *** "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края" изложено в новой редакции, согласно которой на Карте отображены границы оползневых участков и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона (л.д.165). В статьи 52, 55 Правил в части наименования зоны с особыми условиями использования и акта, которым определены границы зоны, изменения решением от ДД.ММ.ГГ *** не вносились.
На дату рассмотрения настоящего дела статьи 52, 55 Правил землепользования и застройки в части наименования зоны (оползневая зона) и Приложение *** "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края" в части границ оползневых участков и границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона действуют в тех же редакциях. Регламент (ограничения землепользования и осуществления градостроительной деятельности) установлены в статье 90 Правил землепользования и застройки только применительно к зоне возможного проявления оползней.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (статья 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утв. приказом Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по
тексту - Правила), в населенных пунктах, территории которых подвержены воздействию опасных геологических процессов, должны быть определены, нанесены на генеральный план и утверждены администрацией границы полосы отводы инженерной защиты и зоны, подверженные опасным геологическим процессам. Границы опасной зоны, по заданию органов администрации населенных пунктов, определяют институты, проектирующие инженерную защиту, тресты инженерных изысканий в строительстве.
Опасная зона - часть территории, на которой действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, народнохозяйственные объекты и жизнедеятельность людей. В границах опасной зоны устанавливается особый режим строительства и эксплуатации зданий, сооружений и городских земель с целью профилактики и предотвращения активизации природных процессов от техногенного воздействия (пункт 1.4 Правил).
Зона, опасная в оползневом отношении, должна включать оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны с оползневыми и прибрежными террасами, прибровочную часть плато, способную участвовать в оползневом процессе или на него влияющую (пункт 9.3 Правил).
На дату внесения в ДД.ММ.ГГ изменений в Правила землепользования и застройки, в результате которых на Карте зон с особыми условиями отображена зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона, введен и действует в настоящее время свод правил СП *** "Инженерная защита территорий, здания и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНИП ДД.ММ.ГГ", положения которых распространяются на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, в том числе оползней, обвалов.
К оползнеопасным и обвалоопасным относятся территории, на которых возможно возникновение или активизация оползневых смещений и обвалов в течение периода строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. В пределах оползнеопасных территорий отдельно выделяют оползневые зоны, где имеются или ранее возникали активные оползни. Граница оползнеопасных территорий устанавливаются по данным комплексных инженерных изысканий с использованием расчетов устойчивости склонов и материалов сравнительного инженерно - геологического анализа применительно к особенностям рельефа, геологического строения, гидрогеологических и сейсмических условий, характера растительного покрова и климата (пункты 5.1.1, 5.1.2 СП).
Аналогичные положения содержались в пунктах 5.1, 5.2 СНиП 22-02-2003 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утв. постановлением
Госстроя России от ДД.ММ.ГГ ***, действовавших на дату принятия Генерального плана городского округа - "адрес".
Таким образом, в качестве зоны с особыми условиями использования законодательство Российской Федерации предусматривает оползнеопасные (оползневые) зоны.
Выделение отдельных территорий в качестве зон с особыми условиями использования территорий связано со спецификой самой территории, необходимостью учета данной специфики при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности, в связи с чем данной территории и придается соответствующий статус и устанавливаются определенные требования при осуществлении градостроительной деятельности.
В силу статьи 1 ГрК РФ виды зон с особыми условиями использования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Органам местного самоуправления не предоставлено право определять виды зон с особыми условиями использования.
Предусматривая в статьях 52,55 Правил землепользования и застройки в качестве одной из таких зон оползневую зону, на Карте зон с особыми условиями использования в соответствии с ч.5 ст.30 ГрК РФ при внесении изменений решением от ДД.ММ.ГГ представительный орган местного самоуправления отобразил границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не предусмотренной законодательством Российской Федерации в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования.
Каких-либо доказательств того, что зона отступа от бровки неустойчивого склона установлена на основании геологических изысканий или подобных исследований, административным ответчиком не представлено.
Статьей 90 Правил землепользования и застройки, пунктом 14.6 *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" предусмотрены ограничения градостроительной деятельности в зонах возможного проявления оползней. Ограничения применительно к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона не установлены в нормативных правовых актах Российской Федерации и в Правилах землепользования и застройки, что создает неопределенность в использовании земельного участка в данной зоне, поэтому соответствующие требования "данные изъяты" подлежат удовлетворению.
Таким образом, Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес"" противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, в части зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона по отношению к земельному участку по "адрес".
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит публикации в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать Приложение 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес"" Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления санитарно-защитной зоны Северного промышленного района, зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http ://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение вставлено ДД.ММ.ГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.