Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края,утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
"данные изъяты" обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края в части установления на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа "адрес" Алтайского края (Приложение 2) отображенной зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно - защитной зоны скотомогильника, в границах земельного участка, кадастровый номер по адресу: "адрес".
В обоснование административных исковых требований "данные изъяты" ссылаясь на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Федерального законом от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха", СанПиН 2 ***, указывает на отсутствие правовых оснований для установления санитарно - защитной зоны в границах земельного участка по указанному адресу, что нарушает право на использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ в порядке статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приняты к производству административные исковые требования "данные изъяты" об оспаривании той же зоны с особыми условиями использования, распространенной на территорию земельных участков "адрес" (л.д.105-110, т.1, л.д.71-72, т.2).
В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежаще.
Представитель административного истца "данные изъяты" (которой иные истцы поручили ведение дела) "данные изъяты" административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" "данные изъяты" возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым санитарно - защитная зона введена решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, принятым уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Санитарно - защитная зона скотомогильника определена нормативно в соответствии с пунктом 5.4 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГ ***, пунктом ДД.ММ.ГГ СанПиН *** "Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Представители заинтересованных лиц администрации "адрес", Управления ветеринарии Алтайского края, заинтересованные лица - сособственники земельных участков в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменных возражениях Управление ветеринарии Алтайского края полагает административные исковые требования необоснованными, поскольку СанПиН *** "Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, распространяются только на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых объектов. Размер санитарно - защитной зоны недействующего скотомогильника определен пунктом 5.4 Ветеринарно - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГ ***, который также запрещает жилую застройку в границах санитарно - защитной зоны даже в тех случаях, когда скотомогильник является недействующим. Нахождение скотомогильника подтверждается ветеринарно - санитарной карточкой, а также перепиской между органами местного самоуправления и прокурором.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административные истцы являются собственниками земельных участков в "адрес".
"данные изъяты" на праве общей долевой собственности с "данные изъяты" принадлежит земельный участок по "адрес", "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - земельные участки по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ каждый), "данные изъяты". - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ, в административном исковом заявлении ошибочно вместо переулка указана улица), "данные изъяты" на праве общей долевой собственности с "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" на праве общей долевой собственности с "данные изъяты". - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты". - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" -по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты". - участки по "адрес", образованные в результате раздела одного участка (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты". - по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" на праве общей долевой собственности с "данные изъяты" - участок по "адрес", "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты". - участки по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участки по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ), "данные изъяты" - участок по "адрес" (с ДД.ММ.ГГ, адрес присвоен постановлением "данные изъяты" администрации от ДД.ММ.ГГ).
Земельные участки образованы в результате выдела долей земель "данные изъяты"
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, приложениями к которым является Карта градостроительного зонирования территории (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение 2).
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия решения от ДД.ММ.ГГ *** (которым введена санитарно - защитная зона скотомогильника в "адрес") не установлено в рамках настоящего дела. Не установлено таких нарушений при принятии Правил землепользования и застройки в первоначальной редакции, а также внесении изменений решением от ДД.ММ.ГГ *** в ходе рассмотрения административного дела по иску "данные изъяты" о признании не действующими Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части, решение по которому Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ об отказе в иске оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ; по административному делу по административному иску "данные изъяты" о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки, по которому апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ отменено решение Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ об отказе в иске и принято новое решение о признании недействующими Правил землепользования и застройки "адрес" в части установления на карте градостроительного зонирования санитарно - защитной зоны скотомогильника в "адрес".
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" Алтайского края (Приложение 2 в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) вышеперечисленные земельные участкиадминистративных истцов находятся в санитарно - защитной зоне скотомогильника.
В соответствии с представленным стороной административного ответчика фрагментом Правил землепользования и застройки все земельные участки находятся в территориальной зоне Ж.4, к основным видам использования земельных участков в которой относятся жилые дома.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ограничения прав на землю могут устанавливаться в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Запрет размещения жилой застройки, а также иные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах предусмотрены статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес".
Поскольку Правила землепользования и застройки распространяют свое действие на отношения по использованию принадлежащих административным истцам земельных участков и создают ограничения для собственников земельного участка в использовании объекта недвижимости в соответствии с видами разрешенного использования в рамках градостроительного регламента территориальной зоны Ж.4, административные истцы в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее - Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сфере градостроительства применяется, в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, которым введены в действие СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - СанПиН).
Разделом 7 СанПиН скотомогильники отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны "данные изъяты" (пункт ДД.ММ.ГГ). Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГ ***.
Между тем, указанный в приведенных нормах размер санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) носит ориентировочный характер. При этом, устанавливая в пункте 5.4 размер такой зоны, Ветеринарно - санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не предусматривают порядок установления санитарно - защитных зон.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1-3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на территории "данные изъяты" в ДД.ММ.ГГ организован скотомогильник "данные изъяты" первое захоронение в котором осуществлено в ДД.ММ.ГГ. В отношении скотомогильника оформлена ветеринарно - санитарная карточка, согласно которой по результатам обследований сооружения скотомогильник находился в ненадлежащем состоянии, а с ДД.ММ.ГГ не используется (засыпан землей).
Вместе с тем, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров либо иные документы, касающиеся расчета размера санитарно - защитной зоны скотомогильника, в материалы дела не представлен.
Действующее законодательство не относит к полномочиям органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта федерации вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
Таким образом, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица Управления ветеринарии Алтайского края о том, что СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не применяется к объектам, введенным в действие до издания этих санитарных правил, основан на ошибочном толковании закона. В силу пунктов 1.2, 1.5 СанПиН их требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В материалах дела отсутствуют достоверные доказательства того, что на дату введения в действие указанных СанПиН ( ДД.ММ.ГГ) скотомогильник являлся недействующим, более того, из представленных Управлением ветеринарии Алтайского края документов следует использование скотомогильника по своему назначению.
Кроме того, ранее действовавшие санитарные правила предусматривали обязательность подтверждения расчетами достаточности ширины санитарно - защитной зоны (пункт 3.10 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", пункт 2.15 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", пункт 2.16 СанПиН *** "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в первоначальной редакции), а также допускали изменение санитарно - защитной зоны в сторону уменьшения или увеличения для предприятий 1 класса опасности, к которым согласно классификации относились скотомогильники с захоронением в ямах, по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Также суд отмечает, что на дату рассмотрения настоящего дела вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Согласно пунктам 3,14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно - защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно - защитной зоны) прилагается проект санитарно - защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно - эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно - защитной зоны.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решение об установлении санитарно - защитной зоны. При несоблюдении данного порядка отображение в документах градостроительного зонирования санитарно - защитной зоны объекта противоречит действующему законодательству. Отображение в градостроительных документах нормативной санитарно - защитной зоны скотомогильников (в том числе не эксплуатируемых по назначению) не предусмотрено.
На основании изложенного административные исковые требования о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края в части установления на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" (Приложение 2) санитарно-защитной зоны скотомогильника в границах земельных участков административных истцов подлежат удовлетворению.
Сообщение о принятом решении подлежит публикации в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части установления на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа - "адрес" (Приложение 2) санитарно-защитной зоны скотомогильника в границах земельных участков по "адрес"
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.