Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты". обратился в суд с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, уточнив требования, просил установить кадастровую стоимость здания (физкультурно-оздоровительного комплекса) с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость здания, собственником которого является "данные изъяты" значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога на имущество, в связи с чем предъявлены указанные выше требования.
Определением от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю.
В судебное заседание явился представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю, иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем дело может быть рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный ответчик Правительство Алтайского края и заинтересованное лицо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю представили письменные отзывы, в которых разрешение требований оставляют на усмотрение суда, однако кадастровая палата полагает, что не должна являться административным ответчиком, от "данные изъяты" (сособственник здания) поступило ходатайство, в котором она поддерживает требования "данные изъяты"
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю "данные изъяты" поддержавшего письменные возражения, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении дела на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д. 7), отзыва ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (л.д. 66-68), ответа Управления Росреестра по Алтайскому краю на запрос суда (л.д. 145-146) судом установлено, что "данные изъяты" являются собственниками нежилого здания (физкультурно-оздоровительного комплекса) с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ *** утвержден на ДД.ММ.ГГ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Под номером *** в данном перечне значится указанное выше нежилое здание, находящееся в собственности "данные изъяты"
Следовательно, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца и он имеет право на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Алтайского края" следует, что кадастровая стоимость нежилого здания установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки, однако впоследствии произошло изменение площади здания в сторону увеличения, в связи с чем ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю составлен акт определения кадастровой стоимости здания в размере "данные изъяты". (л.д. 71). Согласно отзыву кадастровой палаты датой определения кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГ (л.д. 67).
Частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГ, следовательно, срок на обращение в суд "данные изъяты" не пропущен.
В подтверждение рыночной стоимости нежилого здания "данные изъяты" с соблюдением требований части 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" представил отчет об оценке, составленный оценщиком "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости, названного в административном исковом заявлении, по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты". (л.д. 88-131).
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что отчет об оценке соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилого помещения.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить принятые оценщиком сведения.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку они мотивированны, ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного нежилого здания. Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке.
Ссылка ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю на неправомерность привлечения учреждения к участию в деле в качестве административного ответчика является несостоятельной в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказами Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Так как в данном случае после проведения массовой оценки объектов недвижимости изменились количественные характеристики объекта (увеличилась площадь) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю произвело определение кадастровой стоимости объекта, кадастровая палата является надлежащим административным ответчиком по делу.
Поскольку "данные изъяты" не воспользовался правом на досудебное урегулирование спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в резолютивной части настоящего решения в качестве даты обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости следует указать дату обращения в суд - ДД.ММ.ГГ (абзацы 3 и 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения (физкультурно-оздоровительного комплекса) с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты".
Дата обращения "данные изъяты" с заявлением об изменении кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Судья
Дело ***а-621/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения (физкультурно-оздоровительного комплекса) с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты"
Дата обращения "данные изъяты" с заявлением об изменении кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.