Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В,
судей Демяненко О.В. и Свистун Т.К.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Салимгареевой Л.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 23 мая 2018 г. по иску прокурора г. Октябрьский Республики Башкортостан в интересах Миронова 1 к Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Октябрьский Республики Башкортостан в интересах Миронова 1 обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан с требованием о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма сроком на 5 лет на территории г. Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
В обоснование иска указано, что прокуратурой в связи с поступившим обращением Миронова... проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В проверки установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Миронову.., дата года рождения, который относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Миронов... включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан. 15 января 2018 г. он отчислен из числа студентов ГБПОУ "Октябрьский коммунально-строительный колледж". Вместе с тем, Миронову.., не имеющему закрепленного в собственности жилого помещения, до настоящего времени Администрацией городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан не предоставлено благоустроенное жилое помещение, тем самым нарушены жилищные права Миронова.., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 23 мая 2018 г. постановлено: обязать Администрацию городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан предоставить Миронову 1, дата года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории города Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в переделах социальной нормы предоставления жилья.
В апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда и принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что права Миронова... ответчиком не нарушены.
Истец Миронов.., представитель ответчика Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, представители третьих лиц МБУ "Комитет по жилищной политике" Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерства образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав прокурора Фахретдинову.., возражавшую удовлетворению жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-з (в редакции Закона Республики Башкортостан от 04 декабря 2012 г. N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Миронова... жилым помещением возложена на Администрацию городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан.
Судебная коллегия находит выводы суда соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Миронов.., дата года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании решения Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 г. Миронова... лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Миронова.., дата года рождения.
Постановлением Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан N 1555 от 24 июля 2008 г. Миронова... назначена опекуном над её внуком Мироновым... За малолетним Мироновым... закреплено право пользования и проживания в жилом помещении по адресу: адрес, принадлежащим опекуну.
Согласно выписке из приказа об отчислении N 12уч от 15 января 2018 г, изданного ГБПОУ Октябрьский коммунально-строительный колледж, Миронов.., студент второго курса очного отделения группы АМ16-1р, обучающийся по профессии 23.01.03 автомеханик, отчислен из числа студентов колледжа по собственному желанию.
Постановлением главы Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от 05 марта 2018 г. N 852 Миронов... поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, Миронову... до настоящего времени Администрацией городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан не предоставлено благоустроенное жилое помещение.
Согласно статье 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственными полномочиями, предусмотренными статьёй 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Как правильно указал суд, исходя из вышеизложенного, следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан.
Таким образом, доводы жалобы Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными. Судом установлено, что Миронов... имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления Администрацией городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан.
При этом возникновение права на получение жилья, связано с тем, что в соответствии с абзацем 2 пункта 5 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2013г. за N 438 при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, в орган местного самоуправления Республики Башкортостан по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались.
Также в силу статьи 8 пункта 4 абзаца 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств - общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установив обстоятельства нуждаемости Миронова... в обеспечении жилым помещением, учитывая указанные требования закона, несмотря на закрепление за ним жилой площади, заседанием жилищной комиссии ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан от 05 марта 2015 г, протокол утвержден постановлением Администрации ГО г. Октябрьский РБ от 20.03.2015 г. N 1248, Миронов... признан нуждающимся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма. Он принят на учет с 21 января 2014 г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда обязать ответчика предоставить Миронову... жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории города Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в переделах социальной нормы предоставления жилья.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что в настоящее время соглашение о предоставлении субвенций из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету ответчика на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не заключено, денежные средства в виде субвенций в бюджет ответчика не поступили, не могут повлиять на выводы суда, поскольку указанные обстоятельства, не влияют на права детей-сирот по обеспечению их жилыми помещениями.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 23 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи: О.В. Демяненко
Т.К. Свистун
Справка: судья Алексеева О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.