Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ткачевой А.А,
судей Булгаковой З.И, Вахитовой Г.Д,
при секретаре Хусаиновой Л.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярчук А. Л. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Булгаковой З.И, судебная коллегия
установила:
Ярчук А.Л. обратился с исковыми требованиями к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что дата решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан N... ему отказано в назначении пенсии, поскольку у него отсутствует необходимый стаж на соответствующих видах работ в районах крайнего севера. В специальный стаж не засчитаны периоды работы в ООО "Стройгарант" с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года, так как отсутствует уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в указанные периоды.
Просил решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан N... от дата об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах крайнего севера признать незаконным и отменить; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в районах крайнего севера с момента его обращения, то есть с 08 апреля 2017 года, включив в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии периоды работы с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года.
Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2018 года исковые требования Ярчук А.Л. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворены; решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан N... от дата об отказе в установлении пенсии признано незаконным и отменено; на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан возложена обязанность включить в стаж Ярчук А.Л. периоды работы в районах крайнего севера с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года в ООО "Стройгарант".
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в страховой стаж включаются периоды работы только при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца, полагавшего решение суда законным, судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако обжалуемое решение суда требованиям закона не отвечает.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В силу п. п. 6 ч. 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Установлено и материалами дела подтверждается, что дата решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан N... Ярчуку А.Л. отказано в назначении пенсии, поскольку у него отсутствует необходимый стаж на соответствующих видах работ в районах крайнего севера.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы, в том числе в ООО "Стройгарант" с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года, так как отсутствует уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в указанные периоды.
Ярчук А.Л. является гражданином.., на основании решения N... от дата им получен вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
Согласно справки ООО "Стройгарант" N... от дата начисление и перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на Ярчука А.Л. за периоды работы с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года и с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года не производилось, так как Ярчук А.Л. являлся иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации.
Разрешая требования Ярчука А.Л, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку начисление и перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является обязанностью работодателя, и не может лишать истца права на включение спорных периодов в специальный стаж.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не основаны на требованиях действующего пенсионного законодательства.
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 01 января 2015 года, страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3).
Аналогичные положения содержались в ст. ст. 2, 3, 10 Федерального закона от 27 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применявшегося на территории Российской Федерации до 01 января 2015 года.
В рассматриваемый спорный период работы Ярчука А.Л. на территории Российской Федерации, государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, ст. 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, действовавшие в периоды работы истца в ООО "Стройгарант" с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а, следовательно, и в отношении граждан Украины, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации.
При этом названные положения закона не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, в том числе и граждане.., временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.
С 01 ноября 2002 года правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В ст. 2 Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.
Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Вступившим в силу с 01 января 2012 года Федеральным законом от 03 декабря 2011 года N 379-ФЗ в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, при этом обратной силы для данного положения закона не установлено.
Исходя из изложенного, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.
Поскольку Ярчук А.Л, как следует из материалов дела, в спорный период не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлся застрахованным лицом в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года, то у его работодателя не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в период с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года.
В заседании судебный коллегии представитель истца не оспаривал, что вид на жительство на территории Российской Федерации Ярчук А.Л. получил лишь в 2016 года, ранее вид на жительство либо разрешение на временное проживание не имел. Доказательств обратного в материалах дела не содержится и в судебную коллегию дополнительно не представлено.
Тот факт, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на Ярчука А.Л. не производились с спорный период, прямо указано в справке выданной ООО "Стройгарант", а данных о том, что Ярчук А.Л. самостоятельно уплачивал страховые взносы в деле не имеется, соответственно заработная плата истцу выплачивалась в полном объеме, без предусмотренных законодательном Российской Федерации удержаний.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание правовой статус Ярчука А.Л. в спорный период как иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, а также ввиду отсутствия сведений об уплате в отношении него работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, законных оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика включить периоды его работы в ООО "Стройгарант" с 01 января 2010 года по 30 июля 2011 года, с 12 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года в страховой (трудовой) стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ярчук А. Л. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.
Председательствующий А.А. Ткачева
Судьи З.И. Булгакова
Г.Д. Вахитова
Справка: судья Давлетшина А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.