Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Минеевой В.В.
Коргун Н.В.
при секретаре Тутаевой Л.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Фасхутдинова Э.В. на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года,
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО9. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район Республики Башкортостан о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район Республики Башкортостан, обязании изменить вид разрешенного использования земельных участков по тем основаниям, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами объекта NN N.., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства. 25 мая 2016 г..данным участкам было присвоено почтовые адреса: 1. Земельный участок с кадастровым номером N N... обшей площадью 2044 кв.м, расположенного по адресу адрес Земельный участок с кадастровым номером N N... обшей площадью 1993 кв.м, расположенного по адресу Альшеевский район, с. адрес Земельный участок с кадастровым номером N N... обшей площадью 2039 кв.м, расположен по адресу адрес Вышеизложенные земельные участки относятся - Код вида (числовое обозначение вида) разрешенного использования земельного участка 2.2 Описание вида: Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. Следовательно, испрашиваемый вид разрешенного использования предусматривает возведение капитального строительства. 04.05.2018 г..истец обратился с заявлением ответчику о подготовке постановления на изменение разрешенного использования указанных земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "индивидуальное жилищное строительство".
Согласно полученному ответу от 31.05.2018 г..N 782 ответчик сообщил, что по Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район РБ утвержденного Решением Совета сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район РБ от 22.12.2010 г..N 225 земельные участки, с кадастровым номером N... расположены в территориальной зоне СП 2.2, разрешенный вид использования "подсобное хозяйство" относится к условно разрешенному виду использования. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса РФ. Согласно его запросу о подготовке постановления на изменение разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "индивидуальное жилищное строительство" он конкретного ответа не получил. Ответчик отписался о "подсобном хозяйстве", истец ведь, обратился с заявлением подготовке постановления на изменение разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "индивидуальное жилищное строительство".
Просит признать отказ в рассмотрении незаконным, ответ административного ответчика от 31.05.2018 г. не разъясняет перевод на ИЖС, просит признать незаконным решение, действия (бездействия), администрации сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район Республики Башкортостан. Обязать администрацию поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район РБ вынести постановление об удовлетворении заявлений о переводе земельных участков с кадастровыми номерами N N... с "для сельскохозяйственного производства" на "индивидуальное жилищное строительство". 09 июля 2018 года административный истец уточнил свои административные исковые требования, в котором просил признать незаконным отказ в рассмотрении заявления от 04.05.2018 г, обжалует ответ администрации сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район Республики Башкортостан от 31.05.2018 г.
Решением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года в удовлетворении административного искового требования ФИО9 отказано.
На указанное решение ФИО9 подал апелляционную жалобу, в которой просит о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование приводит доводы, аналогичные указанным в административном исковом заявлении.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации СП Раевский сельсовет МР Альшеевский район РБ ФИО9 обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка принят уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством, а потому законных прав и интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается. Согласно пунктам 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации виды использования земельного участка определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей. Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой градостроительной зоны видом разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные (части 1, 2 статьи 37 ГрК РФ).
На основании части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории (статьи 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекс Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Судом установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет, утвержденным решением Совета от 22 декабря 2010 года N 225, земельные участки, расположенные по адресу: адрес, с кадастровым номером N... ), с кадастровым номером N... с кадастровым номером N... ), расположены в территориальной зоне "СП 2.2" (для организации санитарно-защитной зоны без сноса существующей застройки) и вид разрешенного использования "подсобное хозяйство" для указанной территориальной зоны относится к условно разрешенному виду использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Согласно Положению о публичных слушаниях в сельском поселении Раевский сельсовет (приложение к решению Совета от 24 декабря 2015 года N29) глава сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район ФИО9 воспользовался своим правом инициативы проведения публичных слушаний. Из протокола публичных слушаний от 07 декабря 2016 года следует, что в ходе публичных слушаний с участием Фасхутдинова Э.В. рассматривался вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных по адресу: адрес
07 декабря 2016 года по заявлению ФИО9 по инициативе последнего были проведены Публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования вышеназванных земельных участков с вида "для сельскохозяйственного производства" на "личное подсобное хозяйство", по итогам которых главой сельского поселения вынесено постановление N 362 от 22 декабря 2017 года "Об отказе гр. ФИО9 изменить вид разрешенного использования земельных участков на условно разрешенный вид использования "Подсобное хозяйство", которое в настоящее время не оспорено и недействительным не признано.
Свой отказ ФИО9 глава сельского поселения обосновал тем, что согласно Генеральному плану сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, земельные участки с кадастровыми N... находятся в санитарно-защитной зоне Раевского сахарного завода, соответственно, в соответствии с нормативными правовыми актами и иной нормативно-технической документацией Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеют ограничения по их использованию.
Вступившим в законную силу решением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2018 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО9 к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан об отмене постановления Администрации поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 22 декабря 2017 года N 362, как незаконного; об обязании административного ответчика вынести постановление об удовлетворении заявлений о переводе земельных участков с кадастровыми номерами N.., с "для сельскохозяйственного производства" на "личное подсобное хозяйство.
Согласно представленного письма от 09.01.2017 г. исх. N 16 администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, в котором разъясняется, что согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан земельные участки находятся в территориальной зоне СП 2.2, разрешенный вид использования "подсобное хозяйство" в разделе сельское хозяйство, относится к условно разрешенному виду использования земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район РБ строительство отдельно стоящих жилых домов на земельном участке в зоне СП-2.2. не относиться к разрешенному или условно разрешенному виду разрешенного использования земельного участка Таблица 1 ПЗЗ СП Раевский сельсовет, пункт 1 стр.68).
04 мая 2018 г. Администрацией сельского поселения Раевский сельсовет было направлено заявителю гр. Фасхутдинову Э.В. уведомление о том, что согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" переписка по изменению вида разрешенного использования прекращается, так как ему подробно разъяснен порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне СП 2.2.
В письме администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 31.05.2018 г. исх. N781, адресованном административному истцу указывается, что по результатам проведенных публичных слушаний было подготовлено заключение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства, т.е. фактически участники публичных слушаний возведению каких либо вновь образованных построек на указанных земельных участках возражали, в том числе возражение высказали представители Раевского сахарного завода, отдела архитектуры, муниципального земельного контроля.
Как установлено судом Альшеевского районного суда и усматривается из материалов дела N2а-263/2018 согласно раздела II карта градостроительного зонирования сельского поселения Раевский сельсовет Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет MP Альшеевский район РБ зона "СП-2.2."- для организации санитарно-защитной зоны без сноса существующей застройки относится к специализированным зонам и расположены в зоне с особыми условиями использования территории по санитарно-гигиеническим требованиям пункт 6 экспликации - сахарный завод ЗАО "Раевсахар" и железной дороги обозначенный как - ЖД.
Разрешая спор по настоящему административному делу, суд исходил из того, что действующим законодательством установлено, что для возведения индивидуального жилого дома могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта, однако правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающих нарушение или оспаривание его права, свободы и законных интересов, создание препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Как усматривается из оспариваемого административным истцом ответа от 31 мая 2018 года исх. N 781, административным ответчиком дан мотивированный ответ на его обращение от 4 мая 2018 года (л.д.85-86). Письмом администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан N 782 от 31 мая 2018 года истцу также дан ответ и сообщено, что согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу с разъяснением того, что переписка по изменению вида разрешенного использования прекращается, так как ФИО9 разъяснен порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне СП 2.2. (л.д.74-75). Оба ответа административным истцом получены 1 июня 2018 года под роспись.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что мотивированный ответ на обращение был дан административному истцу уполномоченным лицом и в установленный Федеральным законом N 59-ФЗ тридцатидневный срок.
Таким образом, обращения административного истца года были рассмотрены компетентным должностным лицом, ответы на него являются мотивированными, соответствуют требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Поскольку повторные обращения административного истца не содержали новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы были даны в установленном порядке, переписка с ФИО9 по вопросу изменить вид разрешенного использования земельных участков была прекращена, что соответствует положениям ч. 5 ст. 11 указанного Федерального закона.
Несогласие ФИО9. с содержанием письменных ответов на его обращения не имеет определяющего значения для разрешения настоящего административного иска, поскольку действиями должностных лиц администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики не нарушаются права административного истца, на него не возлагается обязанность, препятствующая свободной реализации гарантированных прав и свобод. Со стороны администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики не было совершено неправомерных действий либо бездействия, которыми бы нарушались права ФИО9
Поскольку зона, в которой находятся принадлежащие административному истцу земельные участки, не предусматривает такой вид разрешенного использования, как индивидуальное жилищное строительство, а возможность изменения вида разрешенного использования участка возможна лишь на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, в удовлетворении требований административному истцу отказано правомерно.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, однако, земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в зоне, в которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
При указанных обстоятельствах, учитывая вступившее в законную силу судебное постановление Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО9 об отмене постановления Администрации поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 22 декабря 2017 года N 362, как незаконного; об обязании административного ответчика вынести постановление об удовлетворении заявлений о переводе земельных участков с кадастровыми номерами N.., N... с "для сельскохозяйственного производства" на "личное подсобное хозяйство отсутствует неправомерное бездействие в настоящее время администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан по вопросу принятия решения об изменении вида разрешенного использования находящихся в собственности административного истца земельных участков.
Апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фасхутдинова Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова Р.Х.
Судьи Минеева В.В.
Коргун Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.